Главная » Новости » Украина — спичка газовой войны

Украина — спичка газовой войны

Коллаж: ИА REGNUM

Владимир Волченко

Борьба против собственной экономики, которую руководство ЕС с завидным упорством ведет уже больше года, подталкивает еврозону к новым крупным проблемам, на сей раз — энергетическим

Конечно, игру с бумерангом санкций официальный Брюссель начал под мощным давлением Вашингтона (что, впрочем, не оправдывает его в глазах «маленьких» европейцев), однако последствия недавней контратаки Евросоюза на газовом фронте могут ударить по их карману гораздо более чувствительно, нежели замораживание продовольственного экспорта. Речь идет об официальном заявлении Еврокомиссии от 22 апреля 2015 г. с обвинениями российского «Газпрома» в «злоупотреблении доминирующим положением» на газовом рынке Европы, которое сопровождается «недобросовестной конкуренцией» и продажей газа по «несправедливым» ценам. В случае успешного для ЕС антимонопольного расследования, российскому газовому гиганту может угрожать штраф до 3-3,5 млрд долларов, а также принудительные изменения существующих схем распределения экспортного «голубого топлива» в странах объединенной Европы.

Украинский след

Речь в этом пафосном заявлении Еврокомиссии идет исключительно о членах ЕС. Более того, о его самых «молодых» членах (Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Словакии), которых старый добрый дядюшка Брюссель якобы пытается защитить от жестоких реалий энергетического рынка. Однако сама форма обвинений в адрес российской стороны и (самое главное!) момент их выдвижения свидетельствуют о согласованности действий руководства Евросоюза с другим добрым дядюшкой — Сэмом, который уже давно готов воевать с Россией до последнего европейца (не говоря уже об украинцах).

Стоит напомнить, что антимонопольное расследование против «Газпрома» тянется еще с 2012-го, а вот его принудительная активизация самым дивным образом совпала с обострением ситуации на Украине, которая (как минимум третий раз за последние десять лет) болезненным рикошетом ударила и по энергообеспечению благополучной Европы. Простое желание «революционных» властей получать газ для Украины и не платить за него материализовало риски европейцев замерзнуть зимой 2014/2015 гг., что и заставило ЕС объединить усилия с «Газпромом» для выжимания газовых долгов из официального Киева, с сопутствующим переводом его на предоплату за импорт «голубого топлива».

Заметим, что, защищая свои собственные интересы, руководство Евросоюза тогда предпочитало не замечать жалобы Украины на «несправедливые» газовые цены, что и заставило Киев еще до конца 2014 года в два приема расстаться с 3 млрд 100 млн долларов в качестве оплаты газовой задолженности. Пикантности сложившейся ситуации добавил тот факт, что сумма эта почти полностью соответствовала объему первого транша МВФ (3,19 млрд долл.), выделенного в мае того же года для поддержания штанов «обновленной» демократии в этой стране. Похоже, в Вашингтоне (курирующем МВФ) не слишком обрадовались этому забавному совпадению, и кое-кто в Брюсселе получил за это солидную выволочку. Поэтому и неудивительно, что реанимация антимонопольного расследования в отношении «Газпрома» наступила практически сразу, как на финансовом горизонте Украины замаячила выплата РФ еще порядка 3,5 млрд долл. (кредит + проценты) по льготному займу декабря 2013 года — в дополнение к текущим газовым долгам в 2,44 млрд долл. Судя по нынешнему состоянию экономики Украины, для возврата этих сумм в ее казне к декабрю 2015-го снова не будет иных средств, кроме денег МВФ, которые к тому времени (возможно) удастся получить…

Однако, несмотря на солидные масштабы указанных сумм, которые официальный Киев вынужден регулярно занимать у своих западных друзей, чтобы затем отдавать России, следует признать, что украинский след в данном случае — всего лишь след спички, за кратковременной вспышкой которой встает отчетливое зарево новых газовых войн Европы.

Турецкий гамбит

Стоит напомнить, что именно конфликт, инспирированный США после относительного успеха государственного переворота на Украине в феврале 2014 года, привел сперва к замораживанию, а затем (уже 17 апреля) — и к полному отказу ЕС от реализации проекта подводного газопровода «Южный поток», который должен был обеспечить расширение поставок «голубого топлива» в Центральную и Южную Европу. Эта магистральная экспортная «труба» мощностью до 63 млрд кубометров газа в год должна была пройти по дну Черного моря от кавказских берегов России до побережья Болгарии, а затем выйти на сушу и раздвоиться на две ветки. Одна из них должна была пройти через болгарскую территорию в Сербию (с ответвлениями на Хорватию, Боснию и Герцеговину) и далее — на Венгрию, Словению и Австрию, а вторая — через Грецию и Адриатическое море на юг Италии. План реализации этого проекта (конечной стоимостью до 16 млрд долл.) был согласован со странами-участницами еще в 2012 году, чему, по-видимому, нисколько не помешало антимонопольное расследование, начатое тогда же Еврокомиссией против «Газпрома».

Единственным значительным изменением по сравнению с первоначальным вариантом стала замена конечного пункта первого сухопутного маршрута: вместо Баумгартена (Австрия) им должен был стать городок Тарвизио в Северной Италии. Правда, тогда мало кто мог подумать, что буквально два года спустя именно австрийский Баумгартен будет рассматриваться в качестве перспективного газового хаба для т.н. реверсного экспорта газа на «обновленную» Украину…

Как бы там ни было, но с подачи США Объединенной Европе удалось успешно похоронить «Южный поток» именно по политическим мотивам, т.е. сыграв против собственной экономики в интересах заокеанской политики. Приложенные для этого усилия также стали объединенными: на «старых» членов ЕС (вроде Италии) давили из Вашингтона, а вот «молодым» уже активно выкручивал руки (и газовые вентили) сам Брюссель. Было предусмотрено, пожалуй, все… кроме ответного хода России, которая решила пожертвовать обреченным (по вине ЕС) «Южным потоком» в пользу Турции, о чем и заявила уже в декабре 2014-го. Вместо того чтобы выйти на сушу в районе болгарской Варны, новый вариант магистрального газопровода сделает это чуть южнее — в местечке Кыйекей на европейском побережье Турции, чтобы затем кратчайшим путем проследовать до греческой границы. При этом мощность трубы останется на прежнем уровне (63 млрд м. куб), стоимость работ, по предварительным данным, можно будет уменьшить на 15-20%, а сроки строительства сократятся на 8 мес. — 1 год, т.е сооружение «Турецкого потока» может быть завершено уже к осени 2016 года.

Таким образом, с учетом уже действующего в азиатской части страны подводного газопровода «Голубой поток » (19-20 млрд м. куб. в год. — текущая, 32 млрд — после модернизации), ежегодное количество газа, импортируемого Турцией только из России, в ближайшем будущем может достигнуть 82-105 млрд м. куб. — объемы более чем солидные, тем более что львиная их доля предназначается для дальнейшего транзита. Согласно предварительным данным, с вводом в действие «Турецкого потока» Анкара сможет принять участие в экспорте не менее чем 50-60 млрд кубометров российского газа в год, получая за его прокачку по своей территории соответствующие материальные бонусы, от которых ранее Еврокомиссия вполне сознательно заставила отказаться «молодые» демократии еврозоны. Правда, для того, чтобы «голубое топливо», перекачанное по дну Черного моря из России в Турцию, все же попало в Европу, теперь требуется еще и активное участие Греции. И точно — недавние события убеждают нас в том, что в газовой партии между «Газпромом» и ЕС сразу за турецким гамбитом последовал не менее эффективный

Греческий дебют

Так, 21 апреля 2015 года (т.е. ровно за сутки до предъявления Еврокомиссией «антимонопольных» претензий «Газпрому») глава российского газового концерна и премьер-министр Греции объявили о достижении соглашения по строительству необходимой газотранспортной инфраструктуры по греческой территории от турецкой границы. По предварительным данным, работы будет осуществлять совместный «европейско-российский» консорциум, для финансирования которого предполагается привлечь 2 млрд евро. Судя по сведениям, просочившимся из официальных источников, «европейская» часть концерна будет состоять отнюдь не только из греческих компаний — прагматичный европейский бизнес не настолько разделяет иллюзорные идеалы Еврокомиссии по «наказанию» России, чтобы отказаться от участия в более чем выгодном деле.

Обнародованные официальные данные про объемы газа, которые предполагаются к транзиту через Грецию (47 млрд м. куб. в год), позволяют предположить, что ее собственный газовый импорт по данному маршруту может составить от 3 до 13 млрд кубометров ежегодно — неплохое подспорье для страны, пребывающей в перманентном экономическом кризисе вот уже около пяти лет. Впрочем, одно только участие в подобном проекте (не говоря уже о его дальнейшем функционировании) существенно повышает инвестиционную привлекательность Греции и стимулирует приток денежных потоков в страну, хронически страдающую от бегства капиталов. Да и позиции Греции в переговорах с центральными органами ЕС и МВФ о списании части госдолга (178% ВВП страны) могут существенно укрепиться благодаря транзиту российского газа, от регулярных поставок которого остальная Европа настойчиво пытается себя отрезать своими же руками.

Европейский пат

Таким образом, последние нервные заявления Еврокомиссии становятся вполне понятными: энергетическая политика, проводимая действующим руководством ЕС, похоже, окончательно зашла в тупик, а попытки «наказать» Россию привели к наказанию простых европейских налогоплательщиков. Причем в первую очередь пострадали (и еще пострадают) как раз «новобранцы» ЕС — те самые, о чьих интересах Брюссель якобы так печется. Часть этих стран (через которые мог бы пройти, но уже никогда не пройдет «Южный поток») лишились надежды на создание новых рабочих мест, а также возможного роста бюджетных выплат (ибо кусок газового пирога пролетел мимо национальных экономик). А Евросоюз в целом теперь вынужден будет договариваться о ценах на газ с новыми партнерами в лице Греции (которая и без того шантажирует ЕС возможным выходом из еврозоны) и Турции (которая уже утомлена многолетним стоянием у его закрытых дверей).

Что же касается Украины, то, согласно последним заявлениям главы Минэнерго России (от 14 апреля с.г.), «Газпром» не намерен продлевать контракт на транзит природного газа с Украиной после 2019 года. Последнее представляется вполне естественным, учитывая не только явные успехи концерна на южном фланге Европы, но и чудеса политической и экономической безответственности, которые демонстрирует официальный Киев.

Какой помощи в этом случае можно будет Украине ожидать от Евросоюза? Вопрос превращается в риторический, учитывая, что готовность ЕС оплачивать модернизацию украинской «трубы» последние двадцать лет прочно увязывалась с наличием твердых гарантий на прокачку по ней российского газа. С введением же в действие «Турецкого потока» (чему ни ЕС, ни даже США уже не смогут помешать) добиться подобных гарантий от Москвы становится более чем проблематичным. А ведь помимо этого южного маршрута уже благополучно функционирует и «Северный поток» (до 53 млрд м куб. газа в год), от которого «сеньоры» Евросоюза (в первую очередь — Германия) вовсе не собираются отказываться.

Ну что же, такова судьба каждой спички, легкомысленно сгорающей в начале чужой войны…

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*