должен формироваться на принципе отсутствия изъятий и ограничений во взаимной торговле, в т.ч. нефтью, и если Россия и Казахстан к этому не готовы, то к вопросу о формировании данного интеграционного объединения следует вернуться через десять лет. Об этом 29 апреля в Минске на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств в узком составе заявил .
Камнем преткновения на переговорах Александра Лукашенко с и , как и предполагалось, стал вопрос об отмене партнёрами Белоруссии по будущему Евразийскому союзу вывозных пошлин на углеводороды, прежде всего — нефть. Экспорт нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, является основным источником пополнения республиканского бюджета. Москва и Астана согласны отменить почти все изъятия и ограничения во взаимной торговле, за исключением товаров углеводородной группы, что категорически не устраивает Лукашенко. В ходе заседания он категорически отверг перспективу десятилетнего переходного периода, в течение которого будут действовать изъятия и ограничения в торговле нефтью.
«Нам предлагают сегодня оставить нерешенными те проблемы, которые надо было бы разрешить еще на предыдущих этапах. По нашему твердому убеждению, мы должны выходить на конкретные рубежи, одним из которых является полноформатный . Между его членами не должно быть никаких ограничений в движении товаров, какими бы чувствительными они ни были», — заявил Лукашенко. Он отметил, что длительное сохранение любых форм ограничений в движении товаров, тем более — энергоносителей, «создает нежелательный прецедент».
«Подходы, которые заявляются в процессе переговоров, вызывают много вопросов. Новаторские предложения по срокам реализации договоренностей через 10 лет, то есть к 2025 году, по меньшей мере звучат странно. Если мы не готовы принимать меры сейчас, то это надо открыто признать», — сказал Лукашенко.
«Но мне кажется, тогда и говорить о Евразийском экономическом союзе надо лет через десять, если мы сегодня не готовы», — цитирует госинформагентство БелТА руководителя постсоветской республики. Он отметил также: «Это не абсурдно, что выгоду от интеграции наших стран получат, допустим, польские, литовские или другие грузоперевозчики?».
Лукашенко напомнил, что до подписания договора о создании Евразийского союза остаётся мало времени (договор планировалось подписать в мае на саммите в Астане). «Нас никто не толкает в спину, все графики мы устанавливаем сами, но, мне кажется, превращать в процесс ради процесса по принципу: важен не результат, а участие — думаю, нам это не нужно», — добавил Лукашенко.