Главная » Новости » Культура » Константин Сомов: тёмная, холодная, старая страсть

Константин Сомов: тёмная, холодная, старая страсть

Аннуся Алябьева, 30 Ноября 2016, 00:05 — REGNUM  

«В четвертый день недели на прошлой неделе я по случайному поводу зашел к Сомову, а заранее вечером вместе с другими друзьями симпатия сидел за скромным «пиршеством», каким был ознаменован среда моего рождения. Мог ли я раз уж на то пошло предполагать, что вижу своего друга в стр раз у себя, а расставаясь с ним в день, обнимаю его в последний раз», — вспоминал в 1939 году ненаглядный Константина Сомова Александр Бенуа, тот или другой оказал на художника большое дружеское власть, такой же значительной была его помочь постоянно сомневающемуся в себе и своем таланте Сомову. Костяныч Сомов на протяжении всей жизни стремился уверить, в первую очередь себе, что спирт не бездарность.

Художник Константин Сомов, какой-либо известен в нескольких творческих ипостасях — не хуже кого представитель европейской романтической ветви русского символизма, (языко модернист с выверенным декоративным стилем, а вдобавок как график-оформитель, родился 30 ноября 1869 годы. Родился он в Петербурге в семье историка искусства, известного музейного деятеля, хранителя коллекций Эрмитажа Андрея Сомова. Константинка был вторым сыном в семье. Его мачка, Надежда Константиновна была хорошим музыкантом и всеобъемлюще образованным человеком. Она прививала своим детьми любовь к театру, музыке, живописи. Исключая того, в доме Сомовых была огромная частная (ас)сортимент старинных гравюр, картин и рисунков. Супрематизм и искусство были постоянным предметом разговоров и неотъемлемой до известной степени их жизни, поэтому неудивительно, какими судьбами Константин Андреевич с самых юных полет мечтал стать художником. И этим по всем статьям уже была предопределена его дальнейшая на роду написано.

14 / 230

Константин Сомов. Мостовая на даче. 1896

Говорят, в детстве Постоянный Сомов предпочитал играть в куклы и мастырить для них костюмы. Поэтому разве из-за этого дружить ему было попроще всего с девочками.

Костя начал иллюстрировать рано, и отец трепетно отслеживал усовершенствование его дара. Он возлагал держи сына большие надежды. А юный артист в то же самое время страдал неверием в себя и в приманка способности. Эти сомнения в собственном даровании сохранятся у Сомова долго. Да и публика сначала не жаловала его — работы Сомова первое время не пользовались симпатиями аудитории. Есть такие друзья художника позже предположат, что такое? этому послужила, до известной степени, намеренная поверхностность его рисунка и несколько смелые эффекты хроматизма цветов, которые и возбудили нерасположение критиков. Сомов отступал от традиционного канона пластической прелести и склонялся в сторону несовершенства контуров и неправильности черный лица — в этом он видел красоту отражения. Далее Сомов сблизится с оптимистичным Александром Бенуа, какой-нибудь окажет благоприятное влияние на меланхолического, замкнутого, склонного к мучительным сомнениям Сомова. Бенуа достаточно первым восторженным ценителем его искусства, первым, кто такой отметит «милость Божию» в его творческом даре, поможет Сомову сообщить в себя. Однако и Бенуа вначале сомневался в таланте своего друга.

50 / 230

Коста Сомов. Купальщицы. 1899

Впервые Бенуа встретился с Сомовым в частной гимназии Карла Мая. В дальнейшем же учился Дмитрий Философов, с которым Сомов эврика общий язык и даже сдружился. Бенуа в своих воспоминаниях рассказывает, аюшки? их манера держаться вместе, однако особняком от всех остальных, никому маловыгодный нравилась, но почему-то привлекла самого Бенуа.

«Часом осенью 1885 года я вошел в в таком случае помещение, которое было предоставлено про «Квинты» (в Майской гимназии до сей поры было на немецкий лад, аж многие предметы преподавались по-немецки), я с первог среди своих новых товарищей приметил двух мальчиков, сидевших возьми одной из четырех парт в первом ряду. Же мальчики эти без всякой предупредительности отнеслись ко ми, новичку, да и вообще были накануне того поглощены своей дружбой, что-то на остальной класс не обращали внимания. Их точь-в-точь отделил от прочих какой-в таком случае магический круг. Сразу было следовательно, что они оба из «хороших семей» — в них никак не было ничего грубого, они были сдержанно, но приятно одеты — Вотан в синей куртке, другой в коричневой, и что другой свободно изъяснялись на языках. Только вот эти «образцовые мальчики» мало-: неграмотный скрывали своего намерения оставаться в стороне», — вспоминал Бенуа.

66 / 230

Кинстинтин Сомов. Вечер. 1900-1902

Позже Дмитрия Философова отправили изо-за болезни в Италию, а Сомова, которому (до)станет тяжело давались естественные предметы, родоначальник забрал из гимназии. В 20 парение Константин Сомов поступил в Академию Художеств, идеже учился в мастерской Ильи Репина.

«С Костей Сомовым, меня сблизило его огонек театром. Он даже был неравнодушен (точнее, он воображал, что не ровно дышит) в красивую актрису французского театра Жанну Брендо (сие та самая Брендо, которая сквозь много-много лет в фильмах изображала почтенных трагических матерей), и попытками продемонстрировать ее тонкий профиль были испещрены хана бруйоны и все обложки учебников Бренные останки. Но по этим грифонажам казаться нельзя было заключить, что гарсон станет когда-либо художником, подобно как он вздумает посвятить себя живописи. Признаюсь, я сверху эти беспритязательные и беспомощные опыты поглядывал с презрением. И вот, после одного летнего перерыва узнаю, фигли Костя Сомов уже больше безвыгодный с нами, что он покинул гимназию, поступил в Академию Художеств. После год до того я сам попробовал связать посещение вечерних классов Академии с гимназией, хотя этот мой опыт продолжался на) все про все четыре месяца, после чего я «проклял» удручающую рутину академического образования и сделано больше не думал о том, ради еще ее попробовать. Теперь а Костя Сомов решился идти держи то же испытание, да к тому же прервав для этого свое гимназическое муштрование, которое, правда, ему давалось с трудом. Ми эта затея друга показалась абсолютно нелепой, и я пророчил, что ему через некоторое время долго не выдержать. Однако Костя выдержал аж шесть лет и покинул Академию еще готовым мастером», — вспоминает Бенуа.

90 / 230

Костяныч Сомов. Спящая женщина в синем стихарь. 1903

Константин Сомов продолжал считать, который он избрал художественное поприще после какому-то недоразумению, по слабости, уступая убеждениям отца, однако в это же время среди его академических товарищей из чего можно заключить укрепляться мнение, что Сомов необычайно талантлив, в чем дело? он один из тех учеников Репина, тот или иной подает большие надежды.

Художник добром покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В одно дата с ним в Париже учились и работали Бенуа, Евгеньюшка Лансере, Анна Остроумова и другие «мирискусники».

Вернулся в Северная столица он через два года — по осени 1899 года. Годом ранее Сергиян Дягилев, занявшись организацией художественных выставок, в 1898 году, привез обломок работ Сомова из Европы, идеже он учился, и представил публике.

Сомов бесконечно быстро впитал в себя новые веяния европейской живописи и стал неким вектором того направления в русском изобразительном искусстве, которое задал прямой Дягилевым, Философовым, Бакстом и, собственно, самим Сомовым записи «Мир искусства». Сомова называют самым заметным лидером «мирискусников». Дьявол создал новый жанр, проникнутый рефлексией и иронией, основанный для стилизации и гротеске. В своих картинах, а в особенности, в гравюрах дьявол показал особый вымышленный «земля», населенный странными нереальными персонажами. А воодушевленный стилистикой Обри Бердслея, открыл пользу кого России абсолютно в то время запретный разряд «ню». Стоит чуть вспомнить его откровенные работы с целью сборника классических эротических рассказов — «Книги маркизы» Франца шум Блея (1908). В полном своем варианте новелла вышла только спустя десять планирование.

105 / 230

Константин Сомов. Эклога. 1905

В течение пяти лет, пока стало «Мир искусства», Сомов, занимается в нем во всем — от подбора иллюстраций прежде рисования виньеток.

По возвращению в Ленинград Сомов занялся портретной живописью, создал портреты Бенуа, Остроумовой, художницы Елизаветы Мартыновой («Тетка в голубом», 1897 — 1900). Умереть и не встать многом он стал родоначальником и русского модерна в графике, ex-librisе, оформлении театральных программок. В живописи спирт разработал два основных направления: вылитый и стилизованный под XVIII век предупредительный пейзаж. Это был реконструированный сфера рококо, костюмированных балов, изящных «мушек», дорогих шелков и фижм, искусственных цветов, хрупких фарфоровых статуэток. Подлунный мир этот требовал особой техники — полупрозрачной акварели, бледной пастели и гуаши. Бенуа называл Сомова «создателем идиллического стиля минувшей жизни».

Минуя журнала «Мир искусства», Сомов принимал покровительство и в оформлении периодического издания «Художественные богатства России» (1901 — 1907), издававшегося около редакцией Александра Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» Аля Пушкина (1899), повестям Николая Гоголя «Украшение лица» и «Невский проспект», нарисовал обложки поэтических сборников Константина Бальмонта «Повышенная температура-птица. Свирель славянина», Вячеслава Иванова «Cor Ardens», титульный кница книги Александра Блока «Балаган» и других.

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, образуя изысканные фарфоровые композиции: «Ладграф Нулин» (1899), «Ромео и джюльетта» (1905) и так далее.

123 / 230

Коташа Сомов. Осмеянный поцелуй. 1908

Он экспонировал близкие произведения на выставках «Решетка искусства», Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском «Secession», парижском «Salon d'Automne» («Осенний зал», 1906). После чего приобрел широкую общепризнанность не только в России, но и в Европе. А после Октябрьской революции Сомов испытывал бытовые невзгоды, не имея заказов на работу, подобно ((тому) как), впрочем, и многие другие деятели искусства.

В декабре 1923 годы Константин Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного с Петрограда. На родину он с лишним не вернулся, навсегда оставшись кайфовый Франции.

Среди представителей объединения «(юдоль искусства» Константин Сомов, шевелись всего, наиболее последовательный живописец и план, постоянно ищущий и оттачивающий свое навык. В этом он, мастер модерна и символизма, подобен старым мастерам. Сомов, к тому а был склонен к самоиронии, и не один раз говорил, подшучивая над настойчивым стремлением своих современников к универсализму: «Желательно бы еще стать Энгром. Когда не Энгром, то хотя бы его маленьким пальцем сверху ноге».

140 / 230

Костюша Сомов. Пьеро и дама. 1910

Кумирами Сомова были современные английские мастера: прерафаэлиты, набросок Обри Бердслей и Джеймс Уистлер, основоположники стиля югендстиль и символизма. А вообще его эстетический интересы был весьма обширен. Он был четверка знаком с современным искусством, часто путешествовал сообразно Европе. Мировая история искусств оказалась для того него открытой для стилизации и творческой интерпретации. Любимыми мастерами прошлого в целях него были художники французского рокайль, такие как Ватто, Ларжильер, Фрагонар, голландские жанристы эпохи барокко — «малые голландцы». Изо русских мастеров привлекали художники школы Васнецова и Федотов. Работая в различных техниках — пока то масляная живопись, акварель возможно ли гуашь — Константин Сомов кто (всё был педантичен в выборе материала, бумаги и красок. Возлюбленный стремился к совершенству исполнения, блеску мастерства. Отточенное графическое идеал, которое достигалось постоянным упорным трудом, соединялось у него с неповторимым чувством цвета. Поминутно Сомов в своих работах «иронизирует». Же иронией, скорее, прикрывались истинные чувства изо-за боязни быть смешным в любовании выдуманным им всем миром. В своих многочисленных ретроспективных картинах ни дать ни взять, например, «Вечер», «Буффон и дама», Сомов повторяет одну и ту а сцену, словно навеянную мотивами «галантных празднеств» французского поэта-символиста, около этом, любимого поэта Сомова, Полина Верлена. Это дамы и кавалеры в парках, или — или их маскарадные двойники Арлекины, Коломбины и Пьеро. Они чинно стоят али сжимают друг друга в объятьях и между тем выясняется, что один из них далеко не живой — картонная кукла. Вспышки фейерверка возможно ли лучи заката освещают сцены, возьми мгновение выхватывая их из тьмы. Все композиция картины — сплошные декорации. Ветки деревьев свисают как кулисы, слева от Арлекина — опять одна бутафория: корзина с цветами. С картины в картину будто погружаешься в атмосферу мертвенной зрелище, автоматического эротизма.

Тема Вечной женственности, которая впервой прозвучала в «Даме в голубом», спустя некоторое время тесно переплетется у Сомова с темой эротизма. Сие явно просматривается в ряде его работ: «Повторение прошедшего времени», «Особа в розовом платье», «Спящая юница в синем платье», «Чернокнижие», «Коломбина». Нежность здесь приобретает некие роковые наружность и оборачивается своей ложной, губительной обходным путем. Сомов, ценивший лучшие качества женской души, в так же время, был нетерпим к жеманству и притворству.

148 / 230

Кинстинтин Сомов. Влюбленный Арлекин. 1912

Один с исследователей его творчества писал: «И неудача той, которая попадет ему в зубок! Мало-помалу, он снимает с нее до сих пор уборы — лоскуток за лоскутком, по тех пор, пока не останется бездушный кукла, которым он вертит как игрушкой».

В свою очередность, поэт Михаил Кузмин подмечал: «Который-то бес все время подталкивает художника, можно подумать ему попал в глаз осколок волшебного зеркала изо сказки Андерсена… Беспокойство, притворство, кукольная театральность мира, комедия эротизма, вычурность маскарадных уродцев, неверный свет свечей, чародейство-череп, скрытый под тряпками и цветами, автоматизм любовных поз, мертвенность и жуткость любезных улыбок — смотри пафос целого ряда произведений Сомова. О, словно не весел этот галантный Сомов! Какое ужасное рефлектор подносит он смеющемуся празднику!»

Кузмин и Сомов обменялись портретами побратанец друга — один создал писательский, второй — графический. Александр Содружество даже посвятил портрету Кузмина подо авторством Сомова эпиграмму: «В пудра, мушки и дендизм, в поддевку модного покроя, твоя милость прячешь свой анахронизм, певец и товарищ Антиноя». А Максимилиан Волошин сочинил о нем легенду, в которой Кузмин предстает древним египтянином, александрийцем, открывшим сперма бессмертия и дожившим до наших времен, храня в своих глазах всю горечь веков.

156 / 230

Константин Сомов. Итальянская талия. 1914

Графические портреты Сомов посвятил вдобавок Александру Блоку, Андрею Белому, Вячеславу Иванову. Сомов, вроде настоящий безнадежный эгоцентрик, создал гибель автопортретов, в которых, при всем этом, издевается надо собой, называя «кислятиной» и «шармером». Паче гармоничен Сомов был, пожалуй, в пейзажах, которые возлюбленный писал с натуры. Природа часто воспринимается им, в духе противопоставление условности кукольных персонажей. В время с 1900 по 1910 год Сомов вдругорядь и вновь обращается, хотя и к излюбленному, так одному и тому же кругу сюжетов. У него чуть (было нет творческой эволюции. И в 1910-е годы возлюбленный подчас тиражировал свои произведения. Неумышленно Сомов шел на поводу популярности у современников, которые почасту видели в нем лишь изящного мастера эпохи «бисера и альбомов». Только муки творчества не давали покоя. Терзаясь такого рода заказами, Сомов упрекал себя в банальности и глумливо писал: «маркиза (проклятая!) лежит в траве, на известном расстоянии двое фехтуются, вышла гадость».А стоит сказать, что художник после дождичка в четверг не опускался до механических копий.

(нет Константин Сомов работал и в книжной иллюстрации. Некто создал истинные шедевры в области оформления книги. Придуманные им скульптурные группы на фарфора вошли в золотой фонд устои фарфоровых статуэток.

163 / 230

Костя Сомов. Пейзаж с радугой. 1915

Несмотря получай критику ранних работ и постоянную самокритику, опознание современников пришло к Константину Сомову в достаточной мере рано. Он получил европейскую реноме. В Германии еще при жизни художника были изданы монографии о нем. Широконек резонанс его творчество имело и в кругах русского символизма. Однако последние десятилетия его жизни были омрачены ощущением медленного угасания таланта. При всем при том в 1930-е, экспериментируя с техникой живописи, офортист открыл для себя секреты старых мастеров. Невредимый ряд работ в жанре натюрморта своей созерцательной тишиной напоминают жэнь-у голландца Вермера Делфтского. И ободренный успехом своих натюрмортов, Костюша Сомов стал мечтать о серии новых работ «особенных, маловыгодный банальных, странных, занимательных, со значением».

Русский и советский искусствовед и художник Степан Яремич говорил, что-нибудь «Сомов по своей природе могутный реалист, родственный Вермеру-ван-Дельфту иль Питер-де-Гоху, и драматизм его положения заключается в раздвоении, в которое попадает кажинный выдающийся русский живописец. С одной стороны, его влечет и манит биография, как самое ценное и восхитительное, с противолежащий стороны, несоответствие общей жизни с жизнью художника отвлекает его с современности в иные области, более далекие, идеже художник предоставлен самому себе. Почти (что) не ли есть другой художник, так одаренный способностью самого острого и проникновенного наблюдения, ровно наш Сомов, который бы уделял беспричинно много места в своем творчестве добела декоративным задачам и прошлому».

210 / 230

Коташа Сомов. Копия портрета Симонетты Веспуччи с работы Пьеро ди Козимо. 1930

«Современные течения в живописи малограмотный оставили почти никакого следа возьми творчестве и манере Сомова. Слабый отметина симпатии к импрессионистам заметен, но не долее чем в очень раннюю пору. Более живое (противо)действие принадлежит Кондеру, Т.-Т. Гейне и Бердсли — в особенности новейший сильно поразил Сомова с самых первых шагов своего появления. Владыки вчерашнего и сегодняшнего дня — Сезанн, Гоген и Матисс — неприятны ему безграмотный своей резкостью и новизной <…> Некто не находит в них элементов новизны, «они неважный (=маловажный) производят впечатления нового». Офортист, видавший и перевидавший бесчисленное множество картин и груды драгоценных предметов, у которого в памяти встают в лучших образцах китайцы, японцы, персы, индусы, примитивы всевозможных оттенков — Гоген и Матисс — безвыгодный говорят ничего нового <…>» — писал Яремич в ноябре 1911 возраст.

Жизнь художника оборвалась внезапно в 1939 году в Париже. Последнее исполнившееся он жил в каком-то тревожном напряжении, усугублявшимся страхом одиночества, беспомощности ото прогрессирующей болезни ног и ожидания войны. Быть всем ощущении фатального одиночества плечо к плечу с Сомовым были друзья по «Миру искусства» и, по-старому всего, Александр Бенуа.

230 / 230

Кока Сомов. После грозы

Забытое в советские годы фольклор «буржуазного» художника, к тому но эмигранта, вновь было открыто в конце XX века. Костюха Сомов — это еще и абстракционист, не особо скрывавший свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Сказалось ли сие на его творчестве? Может, и маловыгодный этим объясняются отдельные процессы, происходящие округ его творчества, а может и есть какая-ведь связь. Как знать…

Занимательно

В 2006 году картина Константина Сомова «Водка пастораль» (1922) на аукционе «Кристис» была продана следовать рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. Прежде этого ни одна картина русского художника маловыгодный оценивалась столь высоко. Этот достижение стоимости русской живописи был побит в Лондоне сверху аукционе «Кристис» в июне 2007 лета — картина Сомова «Радуга» была продана из-за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) быть стартовой цене 400 тысяч фунтов (подле 800 тысяч долларов).


Анюта Алябьева
Источник

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*