Главная » Новости » Китайские «братья» белорусского «Батьки»

Китайские «братья» белорусского «Батьки»

Иллюстрация: president.gov.by

Николай Малишевский

Белорусско-китайское «стратегическое партнёрство» по-настоящему выгодно лишь одной из сторон

В середине апреля , принимая с докладом главу своей администрации , заявил, что считает необходимым улучшить эффективность взаимодействия с Китаем. «Это один из основных наших политических, экономических, дипломатических партнеров… Мы должны более эффективно сотрудничать с ними. И они идут навстречу, и кредитных ресурсов выделяют практически столько, сколько мы даже не просим. Но не всегда мы находим достаточное количество эффективных проектов под эти кредиты», — подчеркнул белорусский президент.

Заявление А.Лукашенко прозвучало на фоне целого каскада событий в сфере белорусско-китайских отношений. Министерство образования РБ включило в перечень централизованного тестирования китайский язык. Министерство обороны РБ в лице главы оборонного ведомства генерал-майора обсудило перспективы двустороннего сотрудничества с министром обороны Китая генерал-полковником Чан Ваньцюанем. Помимо прочего, стороны обсудили организацию обучения военнослужащих в учебных заведениях Белоруссии и Китая и обмен опытом на уровне экспертов. А Равков поблагодарил Ваньцюаня «за безвозмездную военную помощь, предоставленную для нужд Вооруженных сил Республики Беларусь» (ранее белорусское Минобороны называло эту помощь не военной, а «гуманитарной»).

Китайский вектор «батькавщины» — это не только военные и гуманитарные интересы (включая работу дипломатических структур Пекина по России, сбор информации, в т.ч. профессиональное изучение основ и специфики менталитета русских). Но и экономические, охватывающие около сотни двусторонних проектов, включая своп-соглашение об обмене национальными валютами (2009) и связанные кредиты. Китай менее чем за два десятилетия после развала СССР превратился в важного внешнеторгового партнера Белоруссии, заняв среди стран т.н. дальнего зарубежья к 2010 году четвертое место по импорту, восьмое по экспорту и пятое по объему товарооборота, который превысил 2.2 млрд. долларов (для сравнения: в начале 1990-х товарооборот составлял менее 34 млн. долларов). В октябре 2010 года, после очередного визита в Поднебесную, А.Лукашенко признался, что предложил властям КНР создать (цитата) «китайский островок в центре Европы — в Беларуси», поскольку Китай (цитата) «может рассчитывать на Беларусь здесь, в центре Европы, по всем направлениям». И «вы знаете, правительство Китая приняло мое предложение» — невинно удивлялся президент РБ на фоне гальванизации белорусского нефтегазового оффшора и «экономического чуда», позволяющего за счет перепродажи на Запад российского энергосырья во время глобального экономического кризиса строить ледовые дворцы и тому подобное. Причем делать это на фоне износа допотопного оборудования РБ и стремительного роста аналогичных белорусским производственных мощностей Китайской Народной Республики, быстро выталкивающих белорусские товары с внешних рынков на внутренние, и так забитые, склады.

Применительно к отношениям Белоруссии и России белорусский госагитпроп в последние годы предпочитает использовать термин «стратегическое партнёрство», аналогичный термин используется и для характеристики отношений Белоруссии с Китаем. При этом, согласно заявлениям высокопоставленных белорусских официальных лиц (председатель Совета Республики парламента РБ Л.Крупец, 2011), «основным приоритетом внешней политики Беларуси» являются отношения именно с Китаем, а не с Россией. Однако самый большой белорусский парадокс китайского вектора состоит не в этом. А в том, что заниматься им вынуждены чиновники, являющиеся «завзятыми западниками» — типа бывшего вице-премьера и экс-посла РБ в КНР и помощника президента РБ , ранее — экономического советника посольства РБ в КНР, участника переговоров с Государственным банком КНР о сотрудничестве с РБ и разработки проекта китайско-белорусского парка высоких технологий. Возможно, не в последнюю очередь этим обусловлено заявление Александра Лукашенко о том, что реализация инвестиционных проектов, финансируемых за счет связанных кредитов Китая, не является образцом двустороннего сотрудничества. «К сожалению, в ходе работ выявились и проблемы, которые необходимо решать. Надо признать, что вопросы часто не столько в наших партнерах, сколько в нас. И в этом плане мы серьезно недорабатываем», — констатировал белорусский правитель на совещании по вопросам сотрудничества с Китаем (сразу же после указания А.Косинцу улучшить эффективность взаимодействия с КНР).

Заодно А.Лукашенко сообщил, что недавно была создана специальная группа, которой было поручено провести ревизию всех проектов с Китаем. Цитата: «Мы сегодня, опираясь на эти материалы, и попробуем разобраться в уровне нашего сотрудничества на конкретных фактах. Но если быть реалистичными, пока что совместные проекты не являются образцовым примером взаимовыгодных отношений. Такое положение надо исправлять».

Что тут можно сказать? Китайская сторона, заключая подобные соглашения, идет по пути цивилизованных государств, стремящихся увеличить свое присутствие на внешних рынках. По мнению белорусских комментаторов, китайцы действуют продуманно и осознано, в то время как у руководства Республики Беларусь «нет ни экономической, ни архитектурной, ни, главное, национальной стратегии». На самом деле это не совсем так. Как раз «национальная стратегия» и «хитроумие» минских «стратегов» на восточном направлении проявляется во всей красе — ведь в отличие от российских, воспринимаемых как халява (и по сути являющимися таковыми), китайские кредиты накладывают на белорусскую сторону ряд серьезных обязательств и ограничений. Если по пунктам, то выглядит сие следующим образом:

1) китайские кредиты, как и кредиты МВФ, придется возвращать (что до России, то её, разумеется, постараются уболтать очередным «братским» проектом);

2) белорусы рискуют попасть в полную зависимость не от мифически «имперской» России, а от жёстко прагматичного Китая, для которого словосочетания типа «братская дружба» — пустой звук;

3) китайские строители, работа которых оплачивается китайскими же деньгами из их же кредитов, оставляют без работы многочисленные белорусские строительные компании; 4) белорусский режим лишает себя возможности выбора альтернативных партнеров в части поставок технологий, оборудования и тому подобного; 5) китайские кредиты не решают главной проблемы белорусских предприятий — загрузки сырьем; 6) условия кредитования предполагают участие китайцев в приватизации белорусских предприятий и, прежде всего, тех, которые интересны россиянам, вроде «Беларуськалия»; 7) приобретение-приватизация китайской стороной белорусских активов неизбежно провоцирует конфликт интересов покупателя и продавца, поскольку первый заинтересован в низкой цене, а второй — в высокой; 8) дешевый китайский ширпотреб способен окончательно уложить белорусскую легкую промышленность, а надежда, что из Белоруссии он потечет по всему ЕЭС, призрачна, поскольку Россия и Казахстан к Китаю ближе, и барахла этого у них уже и так в избытке.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*