Главная » Новости » Игорь Бекшаев. РПЦ предложила Калининграду возглавить «европейскую весну»

Игорь Бекшаев. РПЦ предложила Калининграду возглавить «европейскую весну»

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, это будет «христианская весна», в которой раскроются с новой силой «ценности христианства и других религий»

В минувшие выходные в Калининграде прошел региональный форум Русского народного собора. Это необычное событие, поскольку до сих пор РНС предпочитал проводить свои мероприятия в Москве и на общефедеральном уровне, что диктовало определенную повестку. Калининград — самая западная точка России, со сложной и неоднозначной историей. Можно сказать, что здесь наша страна ближе всего граничит с Европой, что и продиктовало выбор обсуждаемых тем. Выступивший на форуме патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил на жителей региона особую миссию — «придти на помощь всей России и другим народам», то есть «быть не просто оборонительным рубежом, не просто заградительным щитом России, хотя и это важно, но творческой лабораторией синтеза материальных культур и притягательным маяком в духовной жизни. Если возник такой русский анклав в центре Европы посреди народов западной культуры, то он должен стать островом нашего свидетельства о тех христианских ценностях, которым остался верен наш народ», выразив надежду что «калининградцы будут достойны своих предков и смогут должным образом ответить на вызовы времени, и выполнят новую миссию, возложенную на них Промыслом Божиим».

Развить тему Промысла Божьего относительно региона после патриарха решил председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Русской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин. Он назвал Калининград «особой землей», которая «может стать бастионом восходящим европейским ценностям». По словам Чаплина, «это уникальный бастион. Эту землю можно сделать фактором изменения, фактором обновления для многих стран и народов, началом новой европейской весны. Мы видели с вами „арабскую весну“, другие варианты изменения, мы должны предложить свою весну, европейскую. И это не может не быть весна христианская, весна вечности, в которой раскроются с новой силой ценности христианства, ценности других религий, которые присутствуют у разных народов Европы».

Непонятно зачем отец Всеволод помянул «арабскую весну». До этого было все более-менее хорошо, цели ясны, задачи поставлены, но «арабская весна» как «фактор изменения» вызывает у всех в России единственные ассоциации — разруха, майдан, стреляют, цены до потолка, одним словом — ничего хорошего. Аналогичные ассоциации она же вызывает и в Европе, особенно у католической общественности. Неоднократно упоминал о своем неприятии «арабской весны» Ватикан. Представители Святого престола считают, что данный проект разрушил Ближний Восток, а под лозунгами «демократизации» в регион пришли радикальные исламские фундаменталисты. Да такие, каких даже Европе не пожелаешь. Поэтому совершенно непонятно, как «европейская весна» сможет с новой силой раскрыть «ценности христианства», ведь «ценности мусульманства», которые раскрылись с «весной» арабской, не сказать, что не впечатлили никого, но впечатления не самые приятные.

Сам протоиерей Чаплин под конец своего выступления так объяснил смысл сказанного им: «Сегодня многие могут рассмеяться, сказать: „Да кто вы такие? Вас не существует как сильного игрока в экономическом и политическом смысле!“… Нам говорят, что мы слабы в информационной войне, но мы знаем, что люди видят и слышат правду. И есть чувство, что неприятие традиционных ценностей в нашей стране сосредоточено в очень узком секторе населения. Есть надежда, что западные коллеги нас услышат, некоторые отечественные коллеги нас услышат, а не услышать уже, не получиться, и тогда мы отойдем от стадии информационных войн». То есть, упоминание «европейской весны» делалось с единственной целью — чтобы, возможно, «коллеги нас услышали», это по задумке о. Всеволода такой сильный «выстрел» в «информационной войне», чтобы не думали что мы в этом месте слабые. Но, во-первых, с «коллегами», как можно судить, Московская патриархия и так достаточно много общается. Представителям католических и православных европейских Церквей дорога в Москву не закрыта, равно как российские православные иерархи свободно посещают Европу. Во-вторых, форматы переговоров между «коллегами» давно выстроены и упорядочены. Церковные владыки чаще предпочитают вести обсуждения друг с другом в тишине, а когда что-то серьезное выносится наружу, то это, как правило, признак отсутствия консенсуса. Поэтому так странно, что глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества решил обратиться к «коллегам» через публичное мероприятие, вместо того, чтобы просто снять трубку телефона.

Если же слово «коллеги» является метафорой, а на самом деле речь идет об оппонентах, или даже соперниках, причем даже не церковных, а политических, то отсюда вытекает в-третьих. И патриарх Кирилл, и отец Всеволод применительно к жителям Калининграда говорили о возложенной на них «Промыслом Божиим» миссии. Когда князи Церкви упоминают какие-либо понятия, то за этим стоит согласованное мнение. В июле 2013 года на заседании Священного синода РПЦ был одобрен концепт «О современной внешней миссии Русской православной церкви». Его второй параграф — «Миссия присутствия» и ее формы» — уже тогда привлекал внимание. Что это такое и почему так зовется, объяснялось следующим образом: «Сегодня помимо прямой миссии особое значение приобрело то, что условно можно назвать „миссией присутствия“, то есть свидетельство о Евангелии не прямо, а опосредованно — через выражение православной позиции в разных областях общественной и культурной жизни, в которых живут представители нашей Церкви». Слово «опосредовано» вмещает в себя мысль, что Евангелие целиком содержится в «православной позиции» по разным общественным и культурным вопросам, чуть ниже это подтверждалось ссылкой на более ранний документ, «Основные принципы отношения Русской православной церкви к инославию», где «православная позиция» прямо соотнесена с Истиной: «Мы (православные — ред.) не имеем права отказываться от миссии, возложенной на нас Господом нашим Иисусом Христом — миссии свидетельства Истины перед неправославным миром».

Получается, путем несложных «логических выводов», что Православная церковь в своей миссии действует настолько опережающими темпами, и предлагает настолько эффективные рычаги управления регионом и методы приведения его к благополучию, что это уже невозможно не заметить. Как на «известный факт» миссионер сразу указал на то, что жители области пребывают в унынии, не имея настоящей цели: «В Калининградской области очень силён социальный пессимизм, это всем известно». Никто как следует не позаботился еще о том, чтобы вдохновить население, дать ему настоящие цели. И вот они теперь у него есть. «Коллеги» все это должны услышать и принять. Но калининградская область это только лишь начало. Миссия отсюда лишь готова взять разгон, чтобы и Европа убедилась в том, что Истина это «православная позиция». «Сегодня мы сильны именно ценностями, которые иногда принято считать старыми», заключил отец Всеволод. Таким образом демонстрацию этой силы и следует всячески информационно и материально поддерживать. И следует полагать, что РПЦ готова взять на себя большую часть работы, пока только рекомендательно намеченной в итоговом документе форума. Однако если в самой России православная полнота не воспринимает поучений со стороны своих «католических братьев», то почему католическая полнота в Европе будет принимать такие же поучения «братьев православных»? На этот вопрос Московской патриархии еще предстоит дать ответ.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*