«Если мы хотим залить трещину в европейской архитектуре, построить новую структуру отношений с теми государствами, которые не только причастны, но и чувствуют ответственность за будущее европейской цивилизации, то мы должны продолжать работать на основе равноправия, без применения политических и экономических методов воздействия, на базе тех ценностей, которые нас объединяют», — заявил Нранян
«Евразийский экономический союз — это новая геополитическая реальность, которая вызывает неподдельный интерес на международной арене, в политических, деловых и экспертных кругах», — заявил на Восточном форуме в Берлине член коллегии Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Ара Нранян.
По его словам, анализ материалов и процессов, происходящих вокруг Евразийского экономического союза приводит к мысли о недостаточной информированности, а часто и необъективной оценке реального значения организации как для ее членов, так и для мировой экономики в целом. «Самое интересное во всех оценках нового экономического союза — это подчас неполноценное представление механизмов и структур принятия решений. Такой подход не позволяет трезвым взглядом оценить возможности и перспективы сотрудничества с ЕАЭС. После распада Советского Союза и образования СНГ его страны-члены в реальности не получили достаточно экономических механизмов, которые позволили бы экономикам взаимодействовать в новых рыночных условиях. Более того — разрыв старых связей привел к глубокому спаду постсоветских экономик. О возможности новой региональной экономической интеграции без привязки его к политическому компоненту говорилось более двадцати лет. Создавались разные форматы сотрудничества, эволюция которых привела к ЕАЭС», — считает он.
Нранян напомнил, что на сегодняшний момент только две страны ЕАЭС — Армения и Россия — являются членами Всемирной торговой организации (ВТО) и что при создании ЕАЭС учитывались правила, принципы и нормы ВТО. «Страны-члены ЕАЭС полны решимости построить современную экономику с единым экономическим пространством и свободным движением товаров, услуг, капитала и людей. Сами члены союза имеют много известных внутренних проблем — это задачи формирования реальной конкурентной среды, снижения уровня коррупции, обеспечения роста эффективности управления, вопросы диверсификации, роста производительности и конкурентоспособности национальных экономик и т.д. Структура наднациональных органов ЕАЭС позволяет по возможности минимизировать воздействие отрицательных внутренних явлений на принятие решений на уровне всего союза, что считаю весьма важным шагом повышения эффективности менеджмента», — заявил он.
Армянский экономист считает, что любое наднациональное интеграционное образование в какой-либо сфере может расцениваться политическим и решение о членстве и участии в каком-либо интеграционном объединении принимается в странах на политическом уровне. «Сам ЕАЭС — это экономическое интеграционное объединение, которое позволяет расширить границы национальных экономик и способствовать созданию единых правил и стандартов для всех участников единого рынка. Не случайно, что во многих развивающихся странах есть реальный интерес по налаживанию более тесных торговых отношений со вновь созданным Союзом, в том числе путем подписания договоров о зоне свободной торговли с ЕАЭС. География сотрудничества широка — от Латинской Америки до стран Юго-Восточной Азии, — отметил Нранян.
Он заявил, что Евразийский экономический союз готов к открытому и тесному диалогу с Европейским Союзом и что этот путь для обоих региональных интеграционных объединений не имеет альтернативы. «Если мы хотим залить трещину в европейской архитектуре, построить новую структуру отношений с теми государствами, которые не только причастны, но и чувствуют ответственность за будущее европейской цивилизации, то мы должны продолжать работать на основе равноправия, без применения политических и экономических методов воздействия, на базе тех ценностей, которые нас объединяют», — заявил Нранян.