Москва и Минск далеки от достижения компромисса по созданию автомобильного холдинга «Росбелавто» на базе минского госпредприятия ОАО «» и российского ОАО «». Об этом 21 мая в Минске заявил первый зампред Совмина Белоруссии .
По словам Семашко, и белорусские чиновники по-разному видят работу управляющей компании «Росбелавто». Тем не менее, консультации продолжаются, и 23 мая в Санкт-Петербурге создание автомобильного холдинга снова будет обсуждаться с участием зампреда правительства России .
«Рабочая группа была создана неделю назад, пока согласия нет, и 23 числа с Дворковичем этот вопрос будет обсуждаться», — сообщил Семашко.
По его словам, юридическая компания, разрабатывавшая механизмы функционирования управляющей компании «Росбелавто», завершила свою работу, выявив большие расхождения в законодательствах России и Белоруссии. Семашко считает, что именно несговорчивость российской стороны препятствует созданию альянса производителей грузовиков. В частности, не преодолены разногласия сторон по вопросам определения полномочий руководства управляющей компании, а также передачи акций «МАЗ» и «КАМАЗ» в доверительное управление управляющей компании.
«Очевидно, что есть расхождения в законодательной базе. Пытаться создать такое управление — это очень сложно, это можно решить на уровне межправительственных договоренностей», — цитирует Семашко «Интерфакс-Запад». По его словам, официальный Минск настаивает на решении противоречий через внесение изменений в законодательства России и Белоруссии, однако «Россия считает, что это невозможно».
Семашко сообщил также, что власти Белоруссии проводят оценку рыночной стоимости «Минского завода колесных тягачей» (МЗКТ) с целью создания на базе данного госпредприятия белорусско-российского СП. Зампред Совмина сообщил: «Есть вопросы, по какой траектории будет развиваться МЗКТ. Мы должны подписать и инвестиционное соглашение с тем, чтобы двигаться по более крутой траектории, выпускать больше продукции и с более высокой стоимостью, получить энергетический эффект от этого альянса». Семашко отметил, что белорусское госпредприятие и его российской партнёр (госкорпорация «Ростех») пока не оформили документы об ассортименте продукции и единой маркетинговой политике.
Отметим, проект «Росбелавто» обсуждается около четырёх лет. Инициатива российской стороны в лице «Ростехнологий» (ныне — «Ростех») неоднократно поддерживалась на словах председателем правительства Белоруссии , его первым заместителем Владимиром Семашко и другими представителями официального Минска, однако каждый раз, когда стороны выходили на принятие решения, накладывал на него вето. На протяжении всего переговорного периода представители официального Минска делали противоречивые заявления, одобряя и подвергая сомнению целесообразность создания «Росбелавто», сомневаясь в ОАО «КАМАЗ» как партнёре ОАО «МАЗ» по автомобильному холдингу и т.д.
Напомним, 19 февраля председатель Госкомимущества Белоруссии заявил, что российским инвесторам интересна приватизация белорусского МЗКТ в связи с масштабной программой перевооружения. Кузнецов заявил журналистам: «А по МАЗу-КамАЗу — ну, наверное, такое ощущение, что нету особого интереса КамАЗа к этой свадьбе».
Незадолго до этого, 30 января Александр Лукашенко, принимая делегацию Ярославской области во главе с губернатором , заявил, что ему понятна идея глубокой кооперации минского автозавода с ярославским моторным заводом, в том числе с обменом собственности между ОАО «МАЗ» с ОАО «» (Ярославский моторный завод, входит в «Группу «). При этом он заявил: «А если какой-то интерес проявляет большой начальник к нашему предприятию и обуславливает это тем, что нам надо объединиться, чтобы бороться… Против кого бороться? У нас один рынок. Мы его можем без обмена акциями предприятий поделить, если уж на то пошло». В тот же день состоялись переговоры губернатора Ярославской области с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем, по итогам которых глава правительства РБ сообщил, что рассматривается возможность обмена акциями «между производителями ярославских двигателей и их белорусскими потребителями».
Как сообщало , по итогам состоявшегося 15 марта 2013 года в Санкт-Петербурге заседания Высшего Госсовета Союзного государства Белоруссии и России заявил: «Набирает обороты процесс создания технологических альянсов между предприятиями двух стран, что мне представляется особенно важным. Начато формирование холдинга «Росбелавто», в который войдут лидеры российского и белорусского автопромов — «КАМАЗ» и «МАЗ». Присутствовавший на пресс-конференции 15 марта Александр Лукашенко не опроверг Путина, хотя до и после заседания ВГС неоднократно выказывал сомнения в целесообразности объединения двух производителей грузовиков. Такие заявления он делал в Минске 11 октября на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ, а также 21 октября на встрече с руководителями СМИ стран . По мнению Лукашенко, грузовики «МАЗ» лучше российских, и смысл создания автохолдинга ему непонятен, в отличие от идеи разделить российский рынок между белорусским и российским производителями.
Также напомним, 25 декабря 2013 года на пресс-конференции по итогам состоявшихся в Москве заседаний Высшего Евразийского экономического совета и ВГС Союзного государства Владимир Путин обратил внимание Александра Лукашенко и Михаила Мясниковича на необходимость продвижения в вопросе приватизации белоруской госсобственности. Президент РФ напомнил руководителям постсоветской республики, что Россия является крупнейшим инвестором в белорусскую экономику, причём в системообразующие её сектора, отметив: «В числе крупнейших высокотехнологичных инвестиционных проектов — сооружение Белорусской атомной электростанции (общий объём финансирования — около 10 миллиардов долларов), формирование холдинга «Росбелавто» на базе КамАЗа и МАЗа, совместная работа компаний «» и «Гродно Азот».