Владя Астафьев, 4 мая 2017, 22:31 — REGNUM
Спецом для ИА REGNUM казахстанский республиканский справочно-аналитический сельскохозяйственный журнал «Аграрный сектор», №1 (27), март 2016 (http://agrosektor.kz/): оттиск доктора технических наук, профессора, директора Костанайского филиала КазНИИМЭСХ В.Л.Астафьева «Ходовые системы тракторов и склероз почвы».
* * *
Третью весну подряд земледельцы Северного Казахстана оказываются в изрядно нетипичной ситуации — почва перед посевом переувлажнена. Дабы проводить механические обработки и сев, приходится дожидаться, рано ли она «дозреет» и приобретет все необходимые технологические свойства. То и дело сроки так поджимают, что земледельцы стараются сделать первые шаги обработку при первой возможности выезда в поле. Же тут возникает проблема — влажная почва со временем прохода высокопроизводительной колесной и довольно тяжелой техники переуплотняется. А (не то резко потеплеет и в первые недели после сева установится жара (по образу было в 2014 и 2015 годах), то тяжелые и солонцеватые почвы превратятся в бетон, выдвинуться через который молодым росткам будет очень затейливо.
Каждый агроном решает эту проблему по-своему — одни прикатывают почву держи большой скорости для раздавливания корки, другие вынуждены пересевать отдельные полина. Но в любом случае потери урожайности и дополнительные траты достаточно чувствительны.
* * *
В Северном Казахстане более 60% почв представлено средними и тяжелыми суглинками, оптимальная тучность которых для возделывания зерновых и пропашных культур безлюдный (=малолюдный) должна превышать 1,2−1,3 г/см3 (Табл. 1) [1].
В ведь же время за последние 15−20 парение произошло повышение мощности и тягового класса применяемых получай возделывании сельскохозяйственных культур тракторов. Их масса возросла с 7−14 тонн (у ЦТ-75 и К-701) по 16−20 тонн у тракторов типа К-744Р2 и К-744Р3. Сие привело к увеличению удельного давления движителей на почву (табл. 2).
Наименьшее негативное реакция на почву обеспечивается при применении гусеничных тракторов (табл. 2). В этом случае быть весенне-полевых работах обеспечивается снижение удельного давления нате почву в 5−5,4 раза по сравнению с применением тракторов К-701 и К-744, прокладка почвы при однократном проходе гусеничного трактора дальше на 20−30% по сравнению с «Кировцем».
Квалифицированность применения гусеничных тракторов в течение 10−15 парение в ТОО «Алтынсарино» (Б. П. Князев), КХ «Фартовый Э. Ф.» (Э. Ф. Шулер) Костанайской области свидетельствует о том, почто прибавка урожайности по сравнению с применением тракторов «Кировец» возьми весенне-полевых работах составляет 3−5 ц/га, ведь есть 30−50% от урожайности 10 ц/га.
Так-таки низкая производительность агрегатов на базе гусеничных тракторов и цейтнот квалифицированных механизаторов вынудили эти хозяйства перейти держи применение более мощных колесных тракторов.
Таблица 1. Оптимальная насыщенность для возделывания зерновых и пропашных культур
Механический раствор |
Плотность, г/см3 |
|
Зерновые | Пропашные | |
Песчаная | 1,2−1,35 | 1,3−1,5 |
Супесчаная | 1,2−1,3 | 1,1−1,4 |
Легкосуглинистая | 1,2−1,3 | 1−1,3 |
Тяжелосуглинистая | 1,1−1,2 | 1−1,2 |
В в таком случае же время за последние 15−20 планирование произошло повышение мощности и тягового класса применяемых в возделывании сельскохозяйственных культур тракторов. Их масса возросла с 7−14 тонн (у ДТ-75 и К-701) задолго. Ant. с 16−20 тонн у тракторов типа К-744Р2 и К-744Р3. Сие привело к увеличению удельного давления движителей на почву (Табл. 2).
Сетка 2. Воздействие движителей тракторов на почву
Брэнд трактора | Масса, кг | Удельное давление движителей, кг/см2 | Загустевание почвы при одном проходе трактора, г/см3 |
ДТ-75М | 7000 | 0,5 | 1,15 |
Т-4А | 8300 | 0,5 | 1,2 |
МТЗ-80 | 3600 | 1,2 | 1,32 |
Т-150К | 8200 | 1,4−2 | 1,35 |
К-701 | 13 500 | 1,5−2,5 | 1,42 |
К-744Р2 | 15 700 | 1,6−2,6 | 1,5 |
К-744Р3 | 17 500−20 000 | 1,7−2,7 | 1,55 |
Наименьшее негативное влияние на почву обеспечивается при применении гусеничных тракторов (табл. 2). В этом случае рядом весенне-полевых работах обеспечивается снижение удельного давления получай почву в 5−5,4 раза по сравнению с применением тракторов К-701 и К-744, гардвак почвы при однократном проходе гусеничного трактора вниз на 20−30% по сравнению с «Кировцем». Натренированно применения гусеничных тракторов в течение 10−15 парение в ТОО «Алтынсарино» (Б. П. Князев), КХ «Картежник Э.Ф.» (Э. Ф. Шулер) Костанайской области свидетельствует о том, яко прибавка урожайности по сравнению с применением тракторов «Кировец» нате весенне-полевых работах составляет 3−5 ц/га, т. е. 30−50% через урожайности 10 ц/га. Однако низкая производительность агрегатов получи базе гусеничных тракторов и нехватка квалифицированных механизаторов вынудили сии хозяйства перейти на применение более мощных колесных тракторов.
Во вкусе видно из таблицы, удельное давление движителей всех колесных тракторов и создаваемое склероз почвы существенно выше допускаемого оптимального значения (0,6 кг/см2). Вдобавок величина удельного давления движителей на почву зависит никак не только от массы трактора, но и от нагрузки возьми его крюке. При максимальной нагрузке увеличение удельного давления колесных тракторов «Кировец» составляет этак 40% и достигает 2,5−2,7 кг/см2 (Табл. 2).
Гардвак почвы наиболее существенно в весенний период, при высокой влажности почв, когда-никогда при многократных проходах происходит кумулятивный эффект. Около проходе трактора под его колесами влажная чернозем сдавливается, как губка. Часть влаги выдавливается получи поверхность и испаряется, а оставшаяся часть вдавливается в нижние сферы почвы и становится недоступной растениям из-за образования в пахотном горизонте беспримерно плотных слоев (Рис. 1).
Уплотненные зоны концентрируются и распространяются для расстояние 0,8−1 м в обе стороны от следов колесного трактора и нате глубину до 0,6 м. [1].
1
Рис. 1. Изменение структуры почвы рядом уплотнении
Обработка уплотненных почв требует дополнительных затрат энергии, тяговое обструкция почвоообрабатывающих машин возрастает до 40%, что в свою часть вызывает повышенный расход топлива.
Существует несколько способов снижения уплотняющего воздействия возьми почву колесных тракторов. Первый — замена наркотик на трехосные тележки с гусеничной цепью Quadtrac. Около этом движитель сохраняет преимущества и колеса (высокая проворство движения — до 40 км/ч), и гусеницы (низкое удельное нажимание до 0,5 кг/см2.(Рис. 2).
2
Рис. 2. Трехосные тележки Quadtrac
При всем том этот способ слишком дорог — установка сменных трехосных тележек обходится в $90 тыс.
Следующий способ заключается в установке сдвоенных шин.(Рис. 3).
3
(белое. 3. Трактор К-744Р2 на сдвоенных шинах
Удельное гнет на почву составляет 0,5−0,6 кг/см2, цена установки комплекта — около 2,5 млн тенге подле установке сдвоенных шин производства стран ближнего зарубежья, дальнего зарубежья — в три раза вне.
Третий способ — установка широкопрофильных шин шириной 1 м (Чалтык. 4).
4
Рис. 4. Трактор К-701 на широкопрофильных шинах
Удельное надавливание на почву составит 0,7−0,9 кг/см2, ценность установки шин производства стран ближнего зарубежья — где-то 2 млн тенге.
Четвертый способ заключается в установке сверхшироких шин низкого давления (широта 1,2 м) — Рис. 5.
5
Рис. 5. Трактор К-744Р3 в сверхшироких шинах (СШНД)
Удельное давление на почву составит 0,6−0,7 кг/см2, ценность установки — 2,4 млн тенге. Для хозяйств северного региона Казахстана приемлемы последние три варианта ((белое. 3−5).
Преимущества применения широкопрофильных и сдвоенных шин проявляются в существенном снижении уплотнения почвы и связанных с ним потерь урожая, увеличении выработки агрегатов, уменьшении расхода топлива поперед 30−40%, снижении буксования и износа шин на глаз в 2,5 раза.
По данным немецкой компании Grasdorf Wennekamp, быть использовании на тракторах широкопрофильных шин низкого давления нагрузка повышается на 40%, а затраты снижаются на 30%, а рядом использовании сдвоенных колес производительность повышается на 80%, а затрачивание снижаются на 45% (Табл. 3).
Таблица 3. Сходственный анализ работы тракторов в зависимости от типов шин (талантливость компании Grasdorf Wennekamp)
Шины |
Производительность,% |
Расходы возьми эксплуатацию |
Стандарные шины с высоким давлением |
100 |
100 |
Стандарные шины со сниженным давлением |
112 |
90 |
Широкопрофильные шины |
144 |
69 |
Сдвоенные тачка спереди и сзади |
181 |
55 |
Однако только уменьшением удельного давления движителей тракторов проблему уплотнения почвы неважный (=маловажный) решить. Дело в том, что при проведении весенне-полевых работ держи возделывании зерновых культур (закрытие влаги, предпосевная обработка, посев, боронование или прикатывание посевов) движителями колесных тракторов уплотняется 50−60% площади полина, а на возделывании пропашных культур — более 90%. Вдобавок до 30−40% площади поля уплотнено два раза, 10−20% — трехкратно.
Потери продукции в переуплотненных тяжелых суглинистых почвах достигают 20% возле возделывании зерновых культур и 40% — при возделывании пропашных. Планирование доли уплотненной площади поля примерно вдвое дозволяется обеспечить при сокращении количества проходов агрегатов по мнению полю в весенний период, например, при нулевой технологии обработки почвы.
Да такая технология в условиях Северного Казахстана проходит производственную адаптацию и сей поры не может быть рекомендована для широкого круга хозяйств.
Передний опыт хозяйств Австралии свидетельствует о том, что усилить площадь уплотнения почвы в весенний период можно присутствие введении постоянной технологической колеи (Рис. 6). Основным требованием в этом случае является кратность ширины захвата применяемых машин в технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Благодаря тому переход на эту технологию требует переоснащения машинно-тракторного парка хозяйства. Равно как правило, технологию возделывания сельскохозяйственных культур по постоянной технологической колее в Австралии применяют в хозяйствах с высокой культурой земледелия.
6
Сарацинское пшено. 6. Внесение минеральных удобрений посевным комплексом в области постоянной технологической колее. Австралия, штат Квинсленд
С введением постоянной технологической колеи уплотненная метраж составляет 15−20% площади поля, а привесок урожая при применении колесных тракторов высокого тягового класса может дошататься 15−35% по сравнению с уровнем урожайности в нынешнее время.
* * *
Литература
Забродский В. М. и др. Ходовые системы тракторов /В.М.Забродский, А. М. Файнлейб, Л. Н. Кутин, О.Л.Уткин-Любовцев. — М.: Агропромиздат, 1986. — 272 с.
Читайте досель в этом сюжете:
Плодородие или удобрение?
Читайте уточнение сюжета:
В Татарстане полностью провалена система защиты растений
Вовуся Астафьев
Источник: