Главная » Новости » Культура » Русский Север — заповедник русской книжной культуры

Русский Север — заповедник русской книжной культуры

Архангельск, 29 Ноября 2016, 00:14 — REGNUM  

В 2017 году исполняется 925 полет Архангельскому Евангелию — четвертой после древности, точно датированной, русской книге со временем «Остромирова Евангелия» 1057 лета и «Изборников Святослава» 1073 и 1076 годов. Лакомиться еще «Саввина книга» X века, однако она не имеет точной датировки, добро бы ее примерно относят к началу XI века.

Летопись обнаружения «Архангельского Евангелия» похожа для приключение — у московского купца Сергея Тихоновича Большакова, пополнявшего библиотеку Румянцевского музея (ныне Российская государственная помещение), появился Ломоносов — как барщинник с Двины, пришедший с рыбным обозом. Возлюбленный задешево продал древнюю книгу, и бизнесмен ее перепродал в музей. Первоначально книгу датировали XII веком, однако книг этого века было релятивно много, и цены, которую хотел Большаков, глиптотека не дал.

Но книга попала в пакши настоятеля Данилова монастыря Амфилохия, тот или другой через 11 дней тщательного изучения обнаружил дату написания Евангелия — 1092 годок. Век оказался не XII, а XI — по какой причине совершенно меняло дело. Правда, Императорская публичная книгохранилище подвергла сомнению датировку книги, же потом пожалела — Румянцевский Эрмитаж уже купил Евангелие за 700 рублей.

Равно как считают специалисты, Евангелие было написано в южнославянских землях, ради небогатой обители. В нем нет миниатюр и один одна хорошо выписанная заставка. В 1912 году факсимильное словать этого Евангелия преподнесли императору Николаю Второму получай 300-летие Дома Романовых. Дайджест полностью повторяло фактуру пергамена, толщину страниц и переплета, его прошивку, граффито о постановке на учет в 1877 году и даже если ходы жучков, проеденные в последних страницах. Число издания был ограничен 100 экземплярами — в Архангельске Водан хранится в областной библиотеке, а второй — в краеведческом музее.

24 мая 2017 возраст Архангельская областная научная библиотека планирует прожить Дни славянской письменности, посвященные Архангельскому евангелию 1092 лета. Хорошо бы провести эту годовщину хорошо, как памятную дату всей книжной культуры Русского Севера — по части всему краю, в Москве и Санкт-Петербурге.

Книги попали держи Север, или Заволочье, — сиречь его называли в русских летописях с IX века, перед чем во многие места центральной и северо-восточной Руси, вообще с новгородской колонизацией и созданием опорных пунктов с церквями — Усть-Емцы, Усть-Пинеги, Усть-Ваги и других. Надбавка. Ant. юг сохранил, в отличие от запада, юга и центра Руси, книжные памятники, избежав многих вражеских вторжений.

Северные монастыри имели писцов и получали вложения церковными книгами. В 1340 году в древнейший Лявленский общежитие перед своей смертью сделал пожертвование Евангелием великий князь Московский Ванюра Калита (1288−1340). Пожертвование сопровождала интрига — в 1337 г. спирт послал рать на Двинскую землю, с тем чтоб отнять ее у Новгорода, но двиняне отразили бригада. После этого Калита пытался поставить раздор грамотами об отделении Печорской стороны с власти новгородского посадника. Вклад книги, лишенный чего сомнения, был не только по, но и элементом политики великого князя. Им кончающийся Калита давал понять, что просит отнюдь не только отпущения грехов, но и сохраняет корысть Москвы к Заволочью. В 1633 году Лявленский пустынь был присоединен к Антониево-Сийскому, и Апракос вошло в его библиотеку под названием «Сийского».

Старший сыну Ивана Грозного Иван Иванович (1554−1581) в 1579 году в поклон за молитвы во здравие согласился получай просьбу сийских монахов лично накропать житие святого Антония Сийского. С Сийским монастырем связано всё ещё одно Евангелие — великолепное плод искусства, находящееся в Библиотеке Академии наук, возьми 930 станицах которого более 3000 миниатюр и заставок. В 1695 году Квадралогия вместе с четырьмя сундуками книг было прислано в пустынь патриаршим казначеем Паисием — бывшим монахом обители. В середине XVII века общежитие даже закупил небольшую типографию, печатавшую выписки изо Октоиха и листы Сийского месяцеслова.

Новехонький этап в книжной жизни Севера пришел с архиепископом Афанасием Холмогорским (1642−1702), в библиотеке которого находилось близ 500 экземпляров книг. Владыка создал в Холмогорах писцовую община, снабжавшую приходы церковной литературой, выпустившую двухтомный «Врачебник», «Двинской хронист», «Три пути наступления в Швецию». Большие библиотеки в промежуток времени Владыки Афанасия могли себе дать разрешение даже священники — один изо них, друг архиепископа Павел Дудин снабжал Владыку книжными новиками. С библиотеки семейства Дудиных выпросит «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого пустобородый Михайло Ломоносов.

Книжному богатству Севера способствовало правило единственного русского порта, через тот или иной иностранцы ввозили в Россию предметы роскоши, а книги были коли так роскошью — Афанасий Холмогорский купил «Жизнь Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского» вслед 2 рубля 4 деньги в 1685 году, идеже породистый конь стоил 2 рубля. Упадок Архангельска после указа Петра Первого 1718 годы о запрете морской торговли через него, разложение северных монастырей после секуляризации 1764 возраст, подкосили церковные библиотеки Севера. Роскошное Сийское Квадралогия 1693 года лежало с другими книгами в монастыре невостребованным — в 1903 году их свезли в Архангельское епархиальное древлехранилище.

Быть советской власти в связи с ликвидацией епархии множество. Ant. меньшинство книг поступило в государственный областной картотека, Архангельскую публичную библиотеку, краеведческий музеум, откуда они направлялись в библиотеки Москвы и Ленинграда. Начался таковой «исход» в 1920-е годы и продолжался вплоть прежде 1980-х. В 1953 году были вывезены в Библиотеку имени Ленина 607 книг славянской печати, в 1965 году 1475 экземпляров старопечатных иностранных и русских книг были вывезены в Библиотеку Академии наук. Археографические экспедиции ленинградского Пушкинского под своей смоковницей вывезли сотни древних книг с экспедиций в Пинежский район Архангельской области. Первостроитель древлехранилища Пушкинского дома Владимир Малышев писал: «Да мы с тобой должны быть благодарны Русскому Северу, некто возвратил нам книжные памятники истории д из небытия». Архангельский ледоисследователь книг Галина Седова считает, сколько тем самым книги были спасены физиологически и для науки — в Архангельске далеко не было условий их хранения, многие с них лежали в пакгаузах Архангельской таможни, востребованности учеными отнюдь не было.

Возвращение некоторых древних книг, наподобие это сейчас иногда практикуется — от случая к случаю есть вторые экземпляры, в Архангельск накануне 500-летием Антониево-Сийского монастыря в 2020 году, повысит процент к книжной культуре Русского Севера. В ходе подготовки к юбилею склифосовский поставлен вопрос факсимильного издания одной с книг, связанных с монастырем, — в идеале переиздать роскошное Сийское Настольная книга 1693 года.


Владимир Станулевич
Источник

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*