Главная » Новости » Политика » О геях, влюбленных и бытовом национализме: Казахстан за неделю

О геях, влюбленных и бытовом национализме: Казахстан за неделю

Бодрый Гаранин, 21 февраля 2017, 00:13 — REGNUM  

В известном американском фильме «Понедельник сурка» главный герой в исполнении Билла Мюррея был вынужден, оказавшись изумительный временной петле, вновь и вновь переживать 2 февраля с одними и теми но событиями. Примерно то же самое происходит и в информационном поле Казахстана: тренды, которые волновали казахстанское коалиция пять-десять лет тому назад, актуальны и по сей будень. И если сравнить информационные ленты казахстанских СМИ тех лет с лентами сегодняшнего дня, в таком случае разницы можно и не заметить.

Страшная тайна святого Валентина

Каждый год в преддверии праздника всех влюбленных в Казахстане разворачиваются нешуточные дебаты возьми тему «нужно ли отмечать День святого Валентина». Каждый год казахстанские национал-патриоты загодя устраивают обширную кампанию с целью уравнять в глазах казахстанского общества этот чуждый западный праздник. Однако конец потуги тщетны. Против римского священника, погибшего почти 1700 полет назад, бессильны и национал-патриоты, и все предлагаемые ими альтернативные герои и даты.

2 / 5

Картинка: Kaz.addnt.ru

Козы Корпеш — Баян сулу

Еще в апреле 2011 годы республиканское движение «Болашак» (в переводе с казахского «грядущее» — ИА REGNUM ) предложило отмечать вместо чуждого казахскому менталитету и традициям Дня святого Валюха свой День влюбленных — Гашыктар куны. Героями этого дня должны были душа персонажи казахского эпоса — Козы Корпеш и Баян Сулу. В соответствии с легенде, родители обручили детей еще до их рождения. Абие отец Козы Корпеша погибает на охоте. Проходит время и монах Баян Сулу обещает отдать свою дочь другому — богатырю Кодару. В схватке с ним погибает втюрившийся Козы Корпеш. Тогда Баян обещает выйти замуж за Кодара, разве тот выроет для неё колодец с ключевой водой. Кодар копает яму, держась по (по грибы) длинные косы Баян. Но девушка обрезает себе волосы: Кодар, выкинутый в колодце, умирает. Отомстив за смерть любимого, Баян Сулу закалывает себя кинжалом в его могиле.

Инициатива движения «Болашак» пришлась сообразно вкусу казахстанским властям. Начиная с 2011 года, День влюбленных в стране публично отмечается 15 апреля.

Однако 15 апреля так и не отсюда следует заменой 14 февраля. И в феврале 2012 года Духовное управление мусульман Казахстана выступило с резкой критикой Дня святого Валюня. «Ислам не поощряет слепого подражания Западу, в том числе в таких случаях, по образу празднование Дня святого Валентина. Следовательно, празднование Дня святого Валентинка является нововведением, под которым нет никаких религиозных оснований», — заявили в таком разе в ДУМК.

К слову, в том же году отмечать 14 февраля влюбленным запретили и в Узбекистане. Быль, там причина была другой: Бабур — потомок Чингисхана и Тамерлана, регент Великих моголов, родился именно 14 февраля. И этот день в Узбекистане с 2012 возраст посвящен великому предку узбеков. В феврале 2014 года запретить сабантуй решилась Киргизия.

Но импортозамещения в этой сфере не случилось. Ась? подтверждает недавнее заявление председателя Сената (верхняя палата) парламента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. «Воскресенье святого Валентина — праздник, пришедший с Запада, который противоречит нашим национальным традициям и менталитету нашей страны, холостежь должна это понимать», — написал Токаев в своем twitter-аккаунте.

После этого следует пояснить, что согласно казахстанскому законодательству, Токаев, по сути, является вторым человеком в государстве, ибо обязанности президента, если что-то произойдет с Нурсултаном Назарбаевым, перейдут прямо к нему. Кроме того, Токаев в разные годы работал министром иностранных дел, актер-министром страны. Токаев был заместителем генерального секретаря ООН. Фигура масштабная. Уделившая внимание, очевидно, масштабному вопросу.

Однако цифры чу сами за себя: 87% респондентов в Казахстане, опрошенных международной исследовательской компанией АСТ, смогли упомянуть точную дату празднования Дня святого Валентина, и 78% затруднились указать точную дату празднования казахстанского национального Дня влюбленных.

Но попытки предупредить казахстанцев от Валентина продолжаются. Казахстанская певица Алтынай Жорабаева рассказала казахоязычному порталу Stan. kz о своей версии происхождения сего праздника. По ее словам, религиозный деятель Валентин в свое век тайно заключал однополые браки вопреки запрету императора Клавдия ІІ. И празднование первыми стали отмечать американские геи в 70-х годах прошлого столетия. 14 февраля был заключен Водан из первых однополых браков в Америке.

«Поэтому это безграмотный наш праздник!» — заявила певица.

Кто отвлекает казахов?

Собачка на геев — это довольно оригинальный ход, поскольку в Казахстане положение к ним неоднозначное. ЛГБТ-сообщества регулярно выступают в местных СМИ возьми тему «как трудно быть геем в Казахстане». Выступления, из-за редким исключением, происходят анонимно. Но 14 февраля появилось опрос, где геи выступили под собственными именами и сравнили свои проблемы с борьбой женщин и чернокожих ради свои права. Публикацию ожидаемо активно обсуждали.

Тем временем в Чимкенте состоялось громкое расстегивание бутика ювелирного бренда с участием Уполномоченного по правам ребёнка в Казахстане Загипы Балиевой, акима (мэра) города Габидуллы Абдрахимова и акима (губернатора) области Жансеита Туймебаева. Примечательно, как одна из ювелирных коллекций этой марки была создана в соавторстве с дочерью президента страны Алиёй Назарбаевой.

Может (по)явиться вполне резонный вопрос: в чем связь между этими событиями? Реплика на него кроется в статье «Кто и от чего отвлекает казахов?», опубликованной в журнале «Exclusive».

«Местность массово сходит с ума по любому незначительному поводу подобно тому, точь в точь отсутствие собственной половой жизни компенсируется небывалым интересом к тому, ровно происходит в чужих постелях. Является ли это политтехнологиями? Вполне, должно быть, но винить самих политтехнологов в этом глупо, это их усилие, их хлеб. Было бы странно, если бы такие технологии далеко не работали, они применяются во всем мире. Все дело в зрелости общества, его пар к рефлексии и выработке действительно значимого для страны дискурса. Пока но казахстанцы охотно клюют на фриков и идут у них на поводу. Желтые СМИ, которые сие активно тиражируют, можно понять — хороший рейтинг при нулевых затратах, однако трудно понять огромный пласт людей, готовых идти на поводу любого сомнительного информационного повода. Однако, так было всегда», — пишет издание.

В обоснование этого утверждения в статье приводятся мнения различных общественных деятелей, которые рассуждают о часть, почему казахстанцев так легко отвлечь от обсуждения реальных проблем страны.

«Одной с причин является обыденность и скудость общественно-политической жизни в стране. Казахстанцы вернее знают политические события в США и России, нежели в Казахстане. Кроме того, у нас нету общее начало политического и идеологического характера. Именно поэтому общество зуб даю раскалывается на два-три лагеря по любому острому поводу река событию», — полагает политолог Султанбек Султангалиев.

«Наше беседа так и не стало гражданским. И причиной этого была и остается петролеум. Таким образом, перейти на новый качественный уровень дискурса наше землячество сможет лишь тогда, когда «закончится нефть», и средства к существованию от нее перестанут играть большую роль в нашем бюджете», — выступил с прогнозом ксенофонт Жаксылык Сабитов.

«Общественное сознание казахов подвержено комплексному воздействию вмиг нескольких факторов. Первое, это постколониальный синдром, когда прежняя лучшие из лучших ещё не ушла, а новая — на стадии зарождения. На втором месте — подавляющее большинство казахского населения (вчерашних сельчан) полностью заняты урбанизационным вживанием/выживанием в новой про себя среде. И третий фактор — это появление, условно говоря, некоего «цифро-тариата». Сие новые «пролетарии инфоэпохи». Эти бедняки цифрового решетка могут сколько угодно потреблять предметы хайтека, но главное тута — ментальные барьеры, которые они избегают преодолевать и предпочитают собственную картину решетка», — в свою очередь заявил исполнительный директор одного с филиалов научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев.

И кацапский — среди них

Видимо, всем этим и объясняется вечный воскресенье сурка в Казахстане. Кое-кто (власть, внешние силы или неприметно мающиеся от скуки — это не столь важно) уж давно нащупал главные болевые точки казахстанского народа. И в случае аюшки?, когда нужно отвлечь внимание общества от каких-то реальных проблем, ровно бьет по этим оголенным нервам. Судя по тому, аюшки? одни и те же темы, будоражащие общество, появляются каждый время, практика эта весьма эффективна.

Вот только краткий список таких тем: геи и голубой-пропаганда, личная жизнь казахстанских знаменитостей, День святого Валентина, георгиевская серпантин, бесстыдное поведение женщин и мужчин — уят (с казахского позор, неловкость — ИА REGNUM ), ну и, конечно же, русский речь и его статус.

Без обсуждения последней темы в Казахстане не проходит текстуально ни дня. Вот и на минувшей неделе тема казахского языка (и сокровище его преподавателей) обсуждалась в различных СМИ.

«Вот я по приглашению казахских диаспор езжу в Россию. Был в Москве (после свой счет), в Тюмень и Омск деньги на мою поездку собирали тамошние казахи. А точно, суверенному Казахстану совсем нет дела до российских казахов, которые опасаются после потерю национальной идентичности? Национально-культурная автономия казахов Москвы, хоть (бы), писала письма в комитет по языкам, акимат (мэрию — ИА REGNUM ) и покамест куда-то, чтобы они профинансировали мою образовательную поездку. Же даже ответа не пришло. В итоге я купил билеты и полетел после свой счет. Я не богат, но в том, что делаю в тот же миг, вижу смысл своей жизни. Это я к чему? К тому, что у государственных чиновников в принципе нет никакого интереса заниматься своими прямыми обязанностями», — рассказал в собеседование порталу 365info. kz автор учебника казахского языка Канат Тасибеков.

«Ми иногда приходится ездить на поездах в направлении Павлодар — Усть-Каменогорск. Пассажиров неприметно проверяют на приграничных станциях Ауыл и Шемонаиха. Два года обратно я предупреждала пограничников, что если не будут проводить проверку сверху государственном языке, то в следующий раз не буду показывать документы. В январе у меня потребовали документы получай русском языке, я отказалась и попросила пригласить начальника. В итоге поезд задержался бери 24 минуты», — приводит свои достижения в казахоязычном портале qazaquni.kz жительница Павлодара Руза Бейсенбай.

3 / 5

Надгробие «Первые строители» в Уральске, Казахстан

«В нынешнем Послании президента унич строки: «Казахский язык сохранит свою доминирующую позицию», а очень удивляет. Не знал, плакать или смеяться, читая сие. Поводом для этого стало недавнее заседание правительства. Все встреча прошло на государственном языке России. Все, за исключением министра, забывшего из-за 5 лет казахский, знают язык, говорят на нем, понимают. Да непонятно, почему заседания проводятся на русском языке? Вы должны обнять (умом), что каждое ваше официальное заседание или собрание на русском языке тормозит горизонт казахского языка и сужает его сферу применения, а также еще боле усиливает недоверие народа к власти», — на другом казахоязычном портале abai. kz возмущается национал-отчизнолюбец Дос Кушим.

Такие разговоры в стране длятся на протяжении 25 полет — с того самого момента, как страна обрела независимость. Опять-таки с изучением казахского языка дела обстоят ровно так же, наподобие и с внедрением национального дня влюбленных. Кто виноват? И что делать?

В какой-то мере ответ на этот вопрос можно найти в интервью президента центра политических и социальных исследований «Поведение» Гульмиры Илеуовой, опубликованном на казахоязычном сайте dalanews.kz.

«Пожалуйста, что в многонациональном Казахстане по-разному относятся к смене власти. К примеру, казахи отнюдь не беспокоятся об этом. Они не считают, что после ухода Назарбаева Казахстан ждет туманное будущность. А русские боятся этого и не хотят, чтобы он уходил. Они опасаются, какими судьбами следующими к власти могут прийти националисты, которые поменяют «языковую, социально-культурную, кадровую политику». Манера себя держать этнических групп разное, что видно во время выборов. В последние годы руководитель Назарбаев получал большую поддержку именно от русскоязычного населения. Сие доказательство того, что они боятся смены власти. Поэтому они деятельно участвуют в выборах и отдают голоса за действующего президента», — говорит Илеуова.

Близ этом и сам национализм становится предметом исследования. По мнению президента общественного фонда «Гражданская консультация» Данила Бектурганова, национализм как идеология обладает огромным потенциалом. Возле этом он считает, что казахский национализм за последние четвертина века никак не изменился.

5 / 5

Казахстан

«Сиречь был никаким, так и остался. Теоретиков национализма в научном сообществе маловыгодный прибавилось. А если нет внятной теории, то нечего и пропагандировать — общественные деятели и публичные ораторы остаются без участия «пищи для дискуссий». В этой ситуации они вынуждены «шамать старую жвачку» на тему языка. Других-то идей в отлучке. Какой там Роджер Брубейкер, какой Ханс Кон, какие некоторые теоретики национализма, серьезные ученые и политологи? Нет у нас собственного научного национализма. И чужого равным образом нет, вся теоретическая база укладывается в популистские и банальные фразы с популярных демотиваторов в соцсетях», — рассуждает эксперт в беседа газете Cetnral Asia Monitor.

При этом Бектурганов отмечает, словно в Казахстане национализм носит бытовой характер, но тем он и опасен.

«Основные черты бытового национализма, который не имеет прямого отношения к настоящему национализму, заключается лишь и исключительно в комплексе неполноценности. Например, я неуспешен в жизни не потому, как ленив, плохо образован и неорганизован, а потому, что я не той национальности. Такое проявление существует везде и всегда, поскольку везде и всегда хватает людей, склонных винить в своих неудачах кого желательно, но только не себя. Не всегда такие люди используют национальную риторику, сто они прибегают к религиозной либо к той и к другой одновременно. Ярчайшим примером может числиться) (на службе антисемитизм. При этом бытовой национализм является и самым опасным, ибо он находит широкую поддержку в самых маргинальных слоях населения. Маулид «черносотенцев», неважно, под каким знаменем, происходит вот то-то и оно таким путем. Это, нужно сказать, порок системы, к собственно национализму в не имеющий отношения. Общество, лишенное легитимных социальных лифтов, без памяти быстро сепарируется, большая часть его, находящаяся на самых нижних уровнях, маргинализируется и в силу низкого образовательного и культурного уровня нетрудно попадает под влияние деструктивных идеологий. Это относится и к бытовому национализму, и к различного рода религиозному экстремизму, а в перспективе все на свете это сливается в единый конгломерат махрового исламизма — появляются всякие «национальные выделения» запрещенной в нашей стране ИГИЛ/ДАИШ (организация, деятельность которой запрещена в РФ — ИА REGNUM ) и остальные подобные образования», — говорит эксперт.

При этом симпатия призывает опасаться «роста бытового национализма, на который без дальних слов смотрят сквозь пальцы».

«И здесь ситуация может трансформироваться в любой момент, поскольку, как показывает опыт, любые конфликты (плохо, на какой почве) имеют свойство становиться сначала групповыми, в будущем массовыми, а потом этническими. Следовательно, рано или поздно тезис деполитизации этничности начнет проходить красной нитью во внутренней политике, что повлечет санкции в отношении бытового нацио­нализма. Хотя, и это тоже очевидно, такие санкции ни в коем случае безграмотный будут строгими. Тому есть множество причин, и наиважнейшая из них — дефицитность ресурсов для осуществления таких санкций», — резюмирует Бектурганов.

Община нерушимый

Еще одной «вечной темой» в Казахстане остается ЕАЭС. В его поезд изначально входили три, а сейчас — уже пять государств: Холопия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения. И увеличение числа участников автоматически повлекло следовать собой увеличение проблем.

К примеру, в начале февраля Александр Лукашенко распорядился отозвать основных белорусских специалистов с таможенных органов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Не все свободно и с другими участниками. В частности между Киргизией и Казахстаном.

На эту тему получай минувшей неделе был опубликован материал на киргизском сайте 24. kg лещадь заголовком «Саботаж интеграции с ЕАЭС. Его организатором стало директория Кыргызстана».

«В 2016 году Россия предложила нашему правительству подспорье в организации лабораторий по выдаче сертификатов, необходимых для продвижения киргизских товаров получи рынки стран ЕАЭС. Но Бишкеку было не до сего: правительство занималось подготовкой вторых Всемирных игр кочевников. Депутат Жогорку Кенеша (парламента) Каныбек Иманалиев считает, отчего премьер-министр Сооронбай Жээнбеков и возглавляемое им правительство намеренно саботируют операция интеграции Кыргызстана со странами Евразийского союза. Он напомнил краснобайство премьера на сессии Жогорку Кенеша. Если Бог даст и Казахстан поможет, так в 2018 году построим лаборатории. До сих пор Всевышний до этого (времени не подал, а Казахстан не перечислил обещанные $100 миллионов. Получи декабрьском экономическом саммите в 2016 году в Санкт-Петербурге президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в рецензия на претензии кыргызской стороны заявил, что Казахстан не собирается от за бездействие кыргызского правительства. Оно, по словам казахского лидера, ни аза не делает и ждет, пока Астана — без участия Бишкека — подготовит межправительственное сделка по предоставлению финансовой помощи. Президент Казахстана вынужден был говорить, что у него нет времени и желания работать еще и за премьер-министр-министра Кыргызстана», — говорится в статье.

Между тем, говор об упомянутых 100 миллионах долларов шла и в киргизском парламенте нате заседания фракции «Онугуу-Прогресс» 17 февраля.

В частности, что передают киргизские СМИ, заместитель министра экономики Киргизии Эльдар Абакиров посетовал, фигли процесс переговоров с Казахстаном о предоставлении этих денег очень долго длится. «Сверху сегодня Кыргызстан предоставил Казахстану список мероприятий, необходимых для принятия 18 техрегламентов ЕАЭС, держи $40 млн. Мы им уже говорили, что нам нужны нате сегодня $40 млн. Пять госорганов будут финансироваться помощью Казахстана в $40 млн. Сии 5 госорганов ждут на сегодня оборудование», — заявил спирт.

Отвечая на вопрос, что будет, если Казахстан все но не предоставит эти деньги, Абакиров сказал, что есть запись о предоставлении $7,5 млн, поэтому Казахстан должен предоставить эту благоприятствование.

4 / 5

Иллюстрация: Kremlin.ru

Алмазбек Атамбаев

В этой ситуации, эпизодически Киргизия ждет денег, обещанных Казахстаном, поведение президента Алмазбека Атамбаева выглядит мало-: неграмотный очень логичным. Во время своего визита в Брюссель Атамбаев дал опрос Euronews. Смысл его сводится к тому, что Киргизия была вынуждена уместиться в состав ЕАЭС, чтобы избежать экономической блокады со стороны Казахстана.

«В 2010 году, в некоторых случаях Казахстан нам устроил блокаду на 1,5 месяца, у нас хоть были человеческие жертвы. Такое было, потому что блокада — сие плохая вещь. Если нам предложат альтернативу, куда нам входить. В Афганистан, что ли? Пожалуйста, мы готовы и сегодня вступить в Евросоюз. Я предлагал сие, но мне открыто сказали: у нас нет общих границ. Тем временем что ж вы нам предлагаете? У нас 6 миллионов человек. Замкнуться и стоять, как в джунглях что ли? Мы должны развиваться, нам нужен торжище», — подчеркнул Атамбаев.

Это заявление было живой ногой растиражировано в казахстанских СМИ под заголовком «Президент Киргизии обвинил Казахстан в человеческих жертвах».

И в этой отношения перспективы исполнения Казахстаном взятых на себя обязательств кажутся уже туманнее. Ведь с стране активно продвигается проект модернизации экономики, какой-никакой требует больших финансовых ресурсов.

К примеру, уже подсчитано, что исполнение задач, поставленных Нурсултаном Назарбаевым в ежегодном послании, только в 2017 году полноте стоить бюджету почти 2,5 трлн тенге (500 млрд руб.). Хотя даже этих средств может оказаться недостаточно для того, так чтобы выполнить все поручения президента. Ситуацию усугубляет и то, что смета достаточным количеством средств не располагает.

Экономист Игорь Киндоп возле этом прогнозирует, что при сохранении существующей структуры экономики Казахстан в долгосрочной перспективе ожидают циклические девальвации.

«Сие не столько вина каких-то чиновников, а уже просто натура экономики. При избытке денег, вызванном нефтяной выручкой, и дешевом импорте аменорея внутреннего производства — это логичное заключение всей экономической политики», — считает некто.

Остается только добавить, что тема девальвации в Казахстане популярна неважный (=маловажный) менее, чем тема статуса русского языка.

И другие новости

И, едва, короткий перечень любопытных новостей минувшей недели.

Людей, которые приставки не- верят в Бога, в Казахстане осталось около пяти процентов. Об этом пишет Central Asia Monitor. «Власть атеистов у нас все чаще ущемляются, — это уже достаточно тревожная тенденция, которая в будущем может иметь самые печальные последствия. Близ этом мало кто задумывается над тем, а что мы теряем коллективно с атеизмом? Анализ, проведенный службой Gallup в 143 государствах мира, выявил следующую редкость: чем религиознее население — тем беднее страна, — говорится в статье «Атеисты в Казахстане становятся персонами нон-грата?».

В Актюбинске имамы (священнослужители) безлюдный (=малолюдный) поделили деньги от пожертвований. В частности речь идет о зарплате имама в размере 34 тысяч тенге (6,8 тыс. руб.), которые дьявол не получает с прошлого года по вине вышестоящего имама Толеби Оспана.

Газетенка zamana. kz сообщила о женщине, которая взяла кредит в банке в размере 189 тысяч тенге (37,8 тыс. руб.), дай вам заплатить за лечение знахарке.

В Кзыл-Ординской области на солнце вновь появился ягненок с надписями «Аллах» на боках.

Слаженно официальным данным, порядка 17 тысяч человек в Казахстане придерживаются ортодоксального течения в исламе — салафизма.


Гришук Гаранин
Источник: regnum.ru

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*