«За последние годы Норвегия постепенно достигла ситуации, которая более требовательна к ее безопасности. Некоторые факторы способствуют тому, что политика безопасности Норвегии вступает в новую фазу. Впервые со времен Второй мировой войны европейское государство завоевало часть соседней страны. Отношения между Россией и западными странами значительно ухудшились в то время, как российский военный потенциал укрепился», — так определила в конце 2014 года общую ситуацию в области безопасности и обороны в своем письменном поручении группе «независимых» оборонных экспертов министр обороны Норвегии Ине Сёрейде Эриксен.
Сёрейде потребовала от специалистов в самый короткий срок в течение четырех с половиной месяцев разработать концепцию оборонной политики и политики безопасности Норвегии в новых условиях конфронтации России и Запада. 15 декабря 2014 года группа экспертов по обороне Норвегии во главе с профессором Института оборонных исследований в Осло Рольфом Тамнесом начала эту работу. Министр обороны разрешила группе Тамнеса получать информацию, в том числе, секретную из различных государственных источников, в том числе — министерств, посольств, военных подразделений и т. д. Группа имела доступ к полной информации о состоянии, готовности, штатном расписании и ресурсах вооруженных сил Норвегии. В ходе работы группа Тамнеса провела десять встреч. На двух из них присутствовали представители норвежской разведки и Объединенного штаба вооруженных сил Норвегии.
К 30 апреля 2015 года, как и предусматривало поручение министра обороны, работа группы Тамнеса была закончена, и ей был представлен итоговый доклад.(1) Авторы доклада определили: «Новая угроза и ситуация риска требует значительных мер по укреплению обороны Норвегии. Оборона, общество и наши союзники должны объединиться в рамках совместных усилий и создать новую нормальную ситуацию». Именно поэтому доклад группы Тамнеса и получил название «Объединенными усилиями», напомнив этим выражением главный лозунг на латыни блока Центральных держав эпохи Первой мировой войны — Viribus Unitis.
Группа Тамнеса проанализировала перспективы оборонной политики Норвегии, как в краткосрочной — на ближайшие четыре года, так и долгосрочной перспективе — в течение последующих 20-30 лет. По мнению авторов доклада, распад СССР и окончание холодной войны оставили Соединенные Штаты в качестве единственной сверхдержавы в однополярном мире. Однако довольно быстро возникли сомнения по поводу господства Америки в мире. Особенно войны в Ираке и Афганистане показали, что США не удалось достичь своих целей. Поэтому будущие угрозы и ситуация риска кажутся авторам доклада очень сложными, а геополитические события непредсказуемыми.
Доклад «Объединенными усилиями» — это весьма пространный документ на 99 страницах. Доклад не содержит каких-либо секретных данных, поэтому в конце апреля он был представлен для ознакомления широкому кругу общественности Норвегии.
Важный по своему содержанию доклад, «Объединенными усилиями» нуждается, как в достаточно подробном пересказе, так и в комментариях по нескольким темам. Главной темой доклада является Россия и оборонная политика по отношению к ней со стороны Норвегии. С нее мы и начнем.
* * *
В докладе «Объединенными усилиями» Россия определяется как «соседняя сверхдержава», а Норвегия — это «маленькая страна». Поэтому в политике безопасности отношения России и Норвегии, по мысли авторов доклада, принимают свойство «асимметрии». Понятие это так понравилось авторам доклада, что они повторяют его в тексте одиннадцать раз. Здесь стоит вспомнить, что Норвежский оборонный институт еще в 2008 году определил концепцию «асимметричного соседства» в качестве ключевой в норвежской стратегии по отношению к России. Концепция «асимметричного соседства» стала использоваться в исторической науке Норвегии для описания ее прошлых отношений с Россией. Итак, представленная в докладе «Объединенными усилиями» оборонная стратегия Норвегии описывается в категориях «асимметричного соседства».
Россия — это основной и единственный противник Норвегии в Арктическом регионе. Поэтому авторы доклада определили, что Россия останется самым важным фактором в норвежском оборонном планировании в обозримом будущем.
В докладе указывается, что президент Российской Федерации Владимир Путин поставил цель — восстановление России в качестве признаваемого мирового центра силы. «Через аннексию Крыма и последующую «гибридную войну» на Украине России оспорила «глубокий мир» в Европе, считают норвежцы.
Россия под руководством президента Путина, полагают авторы доклада, представляет из себя авторитарное и антизападное государство со значительными амбициями. Заявленная цель путинского режима — восстановление России в качестве евразийской сверхдержавы. Путин в настоящее время пользуется поддержкой элиты и имеет популярность среди населения страны в целом, признают авторы доклада. Россия продемонстрировала готовность использовать все инструменты государства, в том числе, военную силу в целях обеспечения ее национальных интересов. Российский военный потенциал был значительно усилен в последние годы, и эта тенденция, как ожидается, продолжится и в ближайшие годы. Российские войска действуют более унифицировано и увеличили свою мобильность и диапазон действий. В то же время Россия все еще сталкивается со структурными и финансовыми проблемами, которые могут иметь серьезные последствия для российского общества в долгосрочной перспективе. Трудные экономические времена также коснутся обороны России.
Норвегия является частью западного сообщества безопасности. Россия находится вне его, и это ограничивает возможность тесного сотрудничества Норвегии и России. В Арктике Норвегия имеет с Россией протяженную границу на суше и на море. Кроме того, Норвегия сталкивается с Россией в регионе Балтийского моря, где она вместе со скандинавами охраняет интересы Запада в Прибалтике. Этот регион исторически был ареной геополитического конфликта и на сегодняшний день сильно влияет на ситуацию безопасности в Европе. Арктика имеет другую геополитическую роль, чем регион Балтийского моря. Для России Арктика имеет важное значение из-за экономических и военно-стратегических соображений.
Конфликт на Украине, как видится из Осло, создал большую неопределенность относительно российских намерений и их пределов. Россия, в свою очередь, наблюдает, как Запад продолжает свои усилия по продвижению своих позиций. Существует глубокое недоверие между Россией и Западом, которое, как предполагают авторы доклада, может длиться долго.
Угроза, как резонно полагают норвежские эксперты, часто рассматривается как сумма намерений и возможностей. Намерения и поведение России не дают Западу много поводов для оптимизма. Все может измениться к лучшему, или к худшему. Однако, как полагают норвежцы, развитие военных возможностей России более предсказуемо, особенно на Севере. Российский Северный Флот и стратегические атомные подводные лодки занимают важное место в российской стратегии. Российские вооруженные силы переживают модернизацию, что, вероятно, продолжится в течение многих лет в будущем.
Россия специализируется на разработке крылатых и баллистических ракет, способных поражать все страны Европы с российской территории или российских военных судов. Ядерные вооружения остаются для России высоким приоритетом. Подводные патрули российских ударных АПЛ идут в восточных районах Баренцева моря, который авторы норвежского доклада называют «бастионом». Это приоритетный район для защиты российскими вооруженными силами. Если через несколько десятилетий Россия из-за финансовых соображений не сможет построить новое поколение стратегических подводных лодок, тогда комплексная защита Баренцева «бастиона» потеряет резон, и это может иметь положительное влияние на безопасность Норвегии. Так проблема видится из Осло. Сейчас для защиты этого стратегического района Россия строит надежную противовоздушную оборону из нескольких авиабаз, центров ПВО и сети РЛС раннего предупреждения. Обычные российские силы в Арктике в первую очередь защищают стратегические подводные лодки и их основную инфраструктуру базирования. Сухопутные войска на Северо-Западе России относительно невелики, но они постепенно растут.
Россия имеет передовые аэродромы в Арктике, на которые она может переместить свою боевую авиацию из любых других районов страны. Кроме того, Россия быстро улучшает свою способность осуществлять комплексные операции с использованием обычных военных, разведывательных и специальных сил. Россия использует в комплексе информационные операции, дипломатические и экономические меры.
Присутствие в Арктике имеет большое экономическое и военно-стратегическое значение для России и помогает ей поддерживать статус страны как великой державы. Шпицберген является другим потенциально сложным районом для взаимных отношений. Норвегия получила суверенитет над архипелагом, благодаря договору 1920 года. Россия хочет сохранить свои исторические позиции на архипелаге. Опора на Шпицберген может также иметь военно-стратегическое значение для обеспечения влияния в западной Арктике и противодействия использованию района в военных целях. Российский фактор создает для Норвегии целый ряд проблем в сфере безопасности. Перечислим их.
Норвегия становится более уязвимой из-за потенциального использования Россией новейшего высокоточного оружия и кибер-операций. Российские войска в Арктике обладают большей степенью готовности и мобильности, что сокращает для Норвегии возможный тревожный период. На Украине Россия продемонстрировала способность вести гибридную войну против своих противников. Конфликт на Украине может распространиться на Арктику, иллюстрируя взаимосвязь кризисов. Норвегия присоединилась к политике западных санкций в отношении России. Россия ответила Норвегии контрмерами. Украинский кризис затронул сотрудничество России и Норвегии в Арктике.
Норвежские эксперты полагают, что маловероятно, что в обозримом будущем будут происходить военные конфликты в Арктике только на основе местных или региональных конфликтов. Массированное применение военной силы в Арктике по-прежнему маловероятно, если только кризис не выйдет из-под контроля или станет частью более масштабного конфликта. Главным источником возможного военного конфликта в Арктике, полагают авторы доклада, вполне вероятно могут стать геополитические противоречия между великими державами или блоками.
По мысли составителей доклада «Объединенными усилиями», норвежские вооруженные силы должны быть готовы к участию в гипотетических военных конфликтах в будущем по примерным трем сценариям. Первые два сценария предполагают вооруженное столкновение с Россией. Третий сценарий сугубо модный после 11.09.2001 — террористический. Он не интересен для нашей темы. Авторы доклада подчеркивают, что подготовленные сцеанрии восвсе не означают, что военный конфликт с Россией неизбежен. Сценарии важны для политики безопасности и обороны Норвегии, чтобы было ясно, в каком направлении работатьдля предотвращения подобного рода конфликтов. От себя заметим, что предъявленные сценарии годятся больше в качестве канвы литературных сюжетов для художественных произведений альтернативной истории. Ни один из сценариев не рассматривает перспектив развития интенсивного военного конфликта с использованием обычных вооружений. Тем более за скобкками оставляется применение оружия массового уничтожения.
Сценарий номер один: эскалация двустороннего конфликта. Военные действия начинаются не из-за противоречий между Норвегией и Россией, а из-за сложной ситуации между Россией и Западом. В этом случае российско-норвежское пограничье в Арктике становится лишь одним из многих театров военных действий. По другому допущению применение военной силы против Норвегии и норвежских интересов проходило бы в двустороннем конфликте, который разворачивается в напряженной международной обстановке.
По предположению авторов сценария, военный конфликт в Арктике мог бы начаться с постепенной эскалации. В первой фазе российские ВМФ и авиация прерывают связи норвежцев между материком и Шпицбергеном. Формальным поводом становится спор из-за морских ресурсов. На втором этапе эскалации конфликта Россия осуществляет кибератаки против Норвегии, а российский спецназ и беспилотники проводят разведывательные поиски в норвежском Финнмарке. Российские ВВС проводят концентрацию боевой авиации на приграничных аэродромах, а российские ракетные подразделения готовятся к атаке по норвежским военным аэродромам. Российские ВС, в свою очередь, блокируют разведывательные поиски норвежцев на своей территории. Открытые военные действия, таким образом могут начаться на третьей стадии эскалации конфликта, которая не описывается в сценарии.
Сценарий номер два: коллективная оборона в Прибалтике. Этот вариант довольно часто гипотетически рассматривался в различных СМИ Запада и даже проговаривался на официальном уровне. Эскалация конфликта начинается с волнений русских общин в странах Прибалтики. Российские власти предъявляют официальные протесты правительствам Литвы, Латвии и Эстонии. Местная полиция не в состоянии справиться с волнениями. В ходе волнений русские инсургенты создают отряды вооруженного ополчения, а Россия поддерживает мятеж посредством тайных операций начавшейся гибридной войны. Столкновения ополчения с полицией принимают характер военных операций. Россия тем временем усиливает свою информационную кампанию с использованием подлинных фактов и дезинформации. Российские военные силы усиливают активность в акватории Балтийского моря. Литва, Латвия и Эстония утверждают, что их территориальная целостность находится под серьезной угрозой и запрашивают помощи у НАТО. Североатлантический альянс принимает решение послать свои войска в страны Прибалтики, чтобы противостоять военному давлению России и предотвратить возможность открытого военного нападения. В военной операции НАТО принимают участия военные контингенты из северных европейских стран-членов НАТО. В совместной операции в Прибалтике принимают участие и вооруженные силы Норвегии. Развитие кризиса в Прибалтике непредсказуемо, а это означает, что норвежские силы должны быть готовы к открытому военному конфликту с Россией. Далее продолжение прибалтийского сценария не рассматривается авторами доклада.
Что касается общих теоретических размышлений, то, несмотря на заявленную авторами доклада «асимметрию» потенциалов Норвегии и России, по их замыслу, в Арктическом регионе политика обороны и безопасности Норвегии должна представлять из себя «силовую политику равновесия между Норвегией и Россией».
В этом смысле общая концепция обороны Норвегии против России должна предполагать:
1) наличие в ВС Норвегии ядра сил с высокой боевой готовностью, назначением которых является ведение сдерживающих оборонительных операций до прибытия в Норвегию сил союзников;
2) союзную военную помощь и международное сотрудничество в обороне Норвегии. ВС Норвегии примут участие в международных военных операциях сил НАТО;
3) ВС Норвегии должны строиться на основе всеобщей воинской обязанности;
4) эффективная общая оборона должна использовать услуги и ресурсы гражданских институтов.
Оперативная концепция военных действий в норвежско-российском приграничье предполагает ведение современной оборонительной военной операции. Последнее определение шире просто обороны, которая в планировании операций в эпоху холодной войны, предполагала борьбу за Тромсе всех норвежских сухопутных сил при поддержке авиации и флота. В современной военной операции норвежские военные усилия будут совместными действиями сил армии, национальной гвардии, мобильных подразделений сухопутных войск и специальных войск в качестве подкреплений. Проблемы в любом случае возникают из-за асимметрии и расстояний от центра страны. Крайне важно, чтобы норвежские и союзные войска немедленно занимали более широкий фронт и использовали весь спектр современных вооружений.
Политика сдерживания в мирный период должна дополняться т. н. «двойной политикой», которая предполагает, что нет никакого противоречия между враждебной политикой по отношению к России и активным сотрудничеством с ней. Здесь авторы доклада указывают на опыт в Арктическом регионе во время холодной войны с середины 1970-х годов. По замыслу авторов доклада, в «трудные периоды» политика Норвегии по отношению к России должна основываться на «стратегическом терпении». При этом работа по проблемам безопасности Норвегии идет на многих уровнях. Недостатком здесь единственно является то, что в некоторых вопросах Норвегия не имеет никакого влияния — в частности в случае с ядерным оружием.Хотя именно российское ядерное оружие в Арктике в значительной степени способствует в регионе «сверхмощной политике». Понятно, что дискуссии по контролю над вооружениями и разоружению в этой области проходят в основном непосредственно между Россией и Соединенными Штатами.
В заключение авторы доклада констатируют, что сегодня норвежская оборона имеет неизменно высокое качество. Она имеет хорошую и современную структуру управления. Армия и национальная гвардия содержатся на высоком уровне, чем когда-либо. ВМС и ВВС получили или собираются получить новейшие оружейные системы, которые имеют особенно высокий уровень. Норвежские спецслужбы находятся на одном уровне с лучшими в мире. Тем не менее, эксперты определили пять функций, которые нуждаются в особом внимании:
1) хорошая разведка и наблюдение, являющиеся первой линией обороны. Они не позволят застать врасплох и развеют возможные недоразумения. Норвежцев интересуют политические и военные факторы мощи России. Норвежская разведка осуществляется в общих интересах союзников и при сотрудничестве и помощи США;
2) сильный аппарат управления для того, чтобы справиться с кризисами безопасности и войны;
3) сдерживание, имеющее фундаментальное значение в стратегии предотвращения войны. Конкретно оно осуществляется постоянным присутствием норвежских вооруженных сил в Арктике и постоянными военными учениями совместно с союзниками в регионе;
4) повышение взаимосвязи норвежских вооруженных сил и их союзников. Норвегия должна быть готова к быстрому приему войск союзников в случае кризиса;
5) единая поддержка общей обороны, включая поддержку гражданских структур.
Основная идея доклада — из-за асимметрии в мощи Норвегия не может самостоятельно сдерживать или противостоять России в военном конфликте. Норвегия не мыслит своей оборонной политики вне отношений с США и своими союзниками по НАТО. Норвежские вооруженные силы не в состоянии решить все сложные задачи обороны самостоятельно. Поэтому группа экспертов неоднократно подчеркнула в своем докладе, что для обороны Норвегии она должна договориться о совместных усилиях со своими военными союзниками. Об общей концепции сотрудничества и взаимодействия Норвегии с союзниками и о нюансах этого оборонного сотрудничества в продолжении настоящей публикации.
***** (1) Et felles løft. Oslo, 2015.
Дмитрий Семушин — обозреватель