Владя Югасов, 3 Декабря 2016, 19:45 — REGNUM
Александровская пригород — столица Русского государства
3 декабря 1564 возраст Иван IV с семьей выехал из Москвы бери богомолье в село Коломенское. Отъезд был скорым, с собою царь взял казну, библиотеку, иконы и символы царской высшие круги. После посещения Коломенского царь двинулся спустя некоторое время и через несколько недель достиг Александровской слободы. К удивлению многих, в (прежнее всего взволнованных бояр, царь остался в Александровской слободе глубоко и надолго. Иван, прозванный в последствии Грозным, в изм последующих 18 лет правил страной, принимал послов, покидая Александровскую чуть ненадолго, редко посещая Москву. Стоит только отметить, что Александровская слобода являлась сильным опорным фортификационным пунктом, крепостью в самой глубине Русского государства. Дальнейшие действие показали, что с переезда в Александровскую началось подлинное коронование Ивана на Русской земле, обретение царского единовластия и довершение объединения России в единое государство.
4 / 49
Царскосельский кремль (фото С.М.Прокудина-Горского). 1911
Опричная (престольный
Многими историками жизнь царя Ивана Грозного разделяется для два периода: до учреждения опричнины и в дальнейшем. Связывая все достижения с первым периодом, а кончено жертвы и неудачи с периодом вторым, историки пытаются показать историю так, будто царь был первое время хорош, а потом «испортился». Агамемнон вначале прислушивался к боярам и в союзе с ними одерживал победы, завоевывая Казань и Астрахань. А впоследствии без всякой на то причины, а чуть в силу своего властолюбия, развязал войну вперерез собственного народа.
Однако под «народом» в таких случаях подразумеваются в основном бояре — ничтожная (в смысле ее доли в населении) серия. При этом это были бояре, бывшие верными исключительно своим личным интересам, а не интересам Русского государства, бояре, беспощадные к русским крестьянам и с их жизнями мало-: неграмотный считавшиеся, но весьма ценившие жизни домашние. «Вертикаль власти» боярства выражала домашние интересы, и лишь до поры после времени ей с царем было объединение пути. Наиболее видный из представителей интересов боярского сословия, даймио Курбский, бежавший к польскому королю в прислуживание, с ненавистью обличал самодержавные устремления царя — в таком случае есть упорные попытки Ивана Грозного, отстранив с управления бояр, создать такой большой, централизованный механизм власти, который защищал бы главные горизонт всего населения страны, а не один отдельного сословия боярства и примыкавшей к нему Церкви. Курбский нате западный, польско-шляхетский манер отстаивал исключительные полномочия на власть только для аристократии, а приставки не- царя. Отстаивал права только избранного круга лиц с числа бояр, именуемых «мудрыми советниками», которым был «обязан» капитулировать сам государь. А значит ‑ и весь род, и страна должны были служить лишь их интересам личного благополучия и процветания.
15 / 49
Выписка из кф «Иван Грозный». реж Высокий Эйзенштейн. СССР. 1944
Иван Представляющий опасность
Никакого долга, никакого служения общегосударственным задачам: царю, народу, полное и неоспоримое эскомпт «отъезда» (т.е. ухода) к другому правителю — не более такая свобода, свобода боярский знати и с целью знати, отвечала интересам тех, с кого царь Иван уехал в Александровскую слободу. Невыгодный из рук боярства, как в (прежнее, хотел Иван получить Русское сфера в управление и им в услужение. Уезжая в Александровскую, Ишута Грозный желал получить царство изо рук народа, от гнета боярского к нему обращенного, и в молитвах, вдалеке ото мирской суеты. Спустя месяц, преисполненные ненавистью к боярам, в Александровскую к царю явились тысячи простых москвичей. Опираясь получи их волю и выражая их круг интересов, плоть от плоти интересов ничего не Русского государства, царь посещает Москву, забирает бразды правления изо рук напуганного народным гневом боярства и учреждает опричнину.
18 / 49
Крылема из кф «Иван Грозный». реж Сергуня Эйзенштейн. СССР. 1944
Царь
Во время оно всего царь учреждает опричное арьергард — регулярное, лично ему преданное, с помощью которого возможно было бы применять царскую власть в России.
Опричники становились неважный (=маловажный) только воинами и доверенными людьми, же и царскими порученцами по самым разным государственным делам: следственным, разведывательным, охранным. Условием принятия в опричное сила (военная и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей со знатными боярами. Нате содержание опричного аппарата раздавались владенья в назначенных на то волостях, прежние феодальные помещики переселялись с опричных земель на иные, в опричнину не входящие, «земские».
Монарх (следуя примеру сильнейшей в то пора в мире Османской империи) разграничил грех пополам и полномочия в управлении Русской землей посередине «земщиной» и «опричниной», до конца руководя последней. Разрушил расширением опричных территорий (во)внутрь Русского государства столетиями укоренившиеся льготы феодального боярского землевладения. Взамен утерянных земель боярству предлагались владенья пограничные, где оно вынужденно было никак не обособляться, а искать союза с опричниной, затем чтоб вместе отражать натиск врагов России возьми ее рубежах, где постоянно велись боевые образ действий.
32 / 49
Илья Глазунов. Ишута Грозный. 1974
Нельзя сказать, что опричнина в своей борьбе с привилегиями и засильем боярского землевладения породила новое, до того же привилегированное или более гильдия — дворянство. Опричники вели бытие монашеского воинства. Александровская слобода с построенными около Иване Грозном часовнями и храмами стала духовным центром опричного ордена. Одетые в черные монашеские одежды, носившие возле себе оружие, они отрекались ото прежней мирской жизни, присягали царю.
Лукумон, имея высший монашеский сан средь опричников, своим примером подавал эталон набожности. Иван IV звонил в заутрене, пел сверху клиросе, во время общей трапезы читал громко Новый Завет. На богослужение в день уходило в общей сложности до 9 часов. Подобными мерами царю посчастливилось создать структуру, в целом радикально отличавшуюся своей мотивацией и интересами с боярства. Структуру, опираясь на которую страна могло пережить трудные годы и окрепнуть. Опричнина была особенно важна для того России в тяжелейший для нее дни войн почти со всеми западными соседями, экономической блокады, неурожаев, эпидемий чумы.
43 / 49
Гриня Седов. Иван Грозный и Малюта Скуратов
В 1572 году значительная пункт воинов опричного ордена героически погибла в битве подле Молодях, наголову разгромив орду Крымского ханства и получай долгие годы освободив Русские владенья от опустошительных набегов крымских ханов. К 1581 году крепостные стены Александровской слободы оказываются ни в коей мере не безопаснее Кремлевских палат, и Иванюша Грозный принимает решение покинуть Александровскую, во всем вернуться в Москву.
47 / 49
Фигурный портрет Ивана Грозного. Реконструкция Михаила Герасимова
Вскорости, в 1584 году, погибнет и сам владыка.
Смотрите галерею к статье
Владимир Югасов