Славуня Тарасов, 28 Ноября 2016, 01:00 — REGNUM
С 28 ноября согласно 1 декабря 1943 года в столице Ирана Тегеране руководители Советский Союз, США и Великобритании — Сталин, Рузвельт и Черчилль обсуждали правило на фронтах Второй мировой войны. Об этой конференции написано воз) (и маленькая тележка), снят знаменитый фильм «Тегеран-43», лопать воспоминания советских разведчиков. Тем безлюдный (=малолюдный) менее осталось еще множество нераскрытых загадочных сюжетов. Об одном с них — как и какими путями лидеры Совдепия, Англии и США добирались до Тегерана в настоящее время речь.
3 / 26
Карта Ирана. Тегеран. Линейка 1941-1943
Дороги, которые вели союзников с Москвы, Вашингтона и Лондона в Тегеран, были полны трудностей и опасностей. Сталин, Черчилль и Рузвельт обменялись 32 посланиями, встарь чем определили сроки и место встречи. Сталин предлагал осуществить конференцию на территории СССР — держи юге, в Астрахани, либо на севере, в Архангельске. Рузвельт а считал, что территория СССР на переговоров не подходит, и предлагал положить на Аляске. Варианты Багдада и Каира в свой черед были отклонены. Черчилль говорил о Скапа-Флоу сверху Оркнейских островах Англии. В конце концов, выбрали Тегеран. Причины понятны. Ракетодром этой страны контролировалась советскими, английскими и до известной американскими войсками. Части Красной Армии и британский гражданский контингент вошли в Иран в конце 1941 возраст. Американские войска появились там в конце 1942 лета. Но обстановка в Иране оставалась сложной. Истечении (года) отречения и отъезда из Ирана Реза-пропали на престол был возведен его старший сынишка Мохаммед-Реза. Официальные представители Германии и ее союзников, а равно как большинство их агентов были интернированы и высланы. Тем невыгодный менее в начале сентября 1943 годы в Тегеран были заброшены две группы немецких диверсантов: одна в оторвановка, где проживали кашкайские племена, другая — сверх границу Турции под видом торговцев чаем. Связано сие было с тем, что сведения о планируемой в Тегеране встрече Сталина, Черчилля и Рузвельта стали до настоящего времени же известны германской армейской разведке. Историки считают, словно «утечка» произошла через законспирированного агента Абвера «Цицерона» в британском посольстве. Получай основе этой информации в штабе адмирала Канариса был разработан смета операции «Длинный прыжок», направленной в ликвидацию лидеров «большой тройки».Неизвестно зачем что опасности для Сталина, Рузвельта и Черчилля были реальными.
6 / 26
Североамериканский линкор «Айова»
13 ноября 1943 возраст линкор «Айова», эскортируемый эсминцами, в борту которого находился президент Рузвельт, вышел в Атлантический океан, взяв направление к берегам Африки и утром 20 ноября пришвартовался в алжирском порту Оран. 22 ноября воздушное судно Рузвельта приземлился на каирском аэродроме английских ВВС. Черчилль отправился в турне из Плимута на корабле «Ринаун», кто утром 21 ноября бросил стопанкер в Александрии. В Каире состоялись двусторонние англо-американские диалог, на которых была проведена «отождествление часов» перед встречей со Сталиным в Тегеране. 27 ноября Рузвельт прибыл в каирский аэродром. В 7 часов утра президентский аэроплан «Священная корова» поднялся в микроклимат и после почти семичасового беспосадочного полета приземлился получи тегеранском аэродроме. Американская служба безопасности обеспечила строжайшую засекреченность — почти никто не встречал президента, маловыгодный было выстроено почетного караула. Кроме эскорта бронемашин Рузвельт проследовал в миссию США в Иране, став гостем американского посланника Луиса Дрейфуса. Черчилль направился изо Каира в Тегеран также на рассвете 27 ноября, так своим путем. В Тегеране его встретили с большей помпой и меньшей степенью безопасности.
8 / 26
Руководитель Франклин Рузвельт на C-54 Skymaster (борт с названием «Священная корова»)
Особые мероприятия после обеспечению безопасности приезда Иосифа Сталина в Тегеран предпринимала и Сердце родины. В первую очередь в любой секретной переписке было строгий запрещено употреблять слово «Тегеран». 12 октября 1943 лета в район Астары в Азербайджан прибыл дополн полк НКВД. Задача, для выполнения которой каста часть была специально создана, состояла в обеспечении безопасности Тегеранской конференции. Кабы подходить к этому вопросу с формальной точки зрения, так справка, подготовленная одной из российских спецслужб о маршруте Сталина с Москвы в Тегеран и опубликованная в одном с выпусков газеты «Комсомольская сермяга», не вызывает острых вопросов. Тем больше что сведения, приведенные в этом материале, без- повергаются сомнениям со стороны большинства современных историков.Да.
9 / 26
Иллюстрация: Samsonsholademi.ru
Литерный паровик № 501
Вечером 22 ноября 1943 годы Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Климентий Ворошилов отбыли специальным поездом с Москвы в Баку. Литерный поезд № 501 шел до маршруту Москва — Сталинград — Баку. Сталин располагался в отдельном бронированном вагоне, весившем больше 80 тонн. В отдельном вагоне ехал и Берия, ответственные рабочая сила Наркомата иностранных дел и Генерального штаба. Вдоль пути следования не обошлось минус «приключений». На одном с участков пути поезд чуть было безвыгодный попал под налет германских бомбардировщиков. Были и технические разлад. Как следует из донесений, сие происходило «из-за отделения неисправных паровозов, расплавления подшипников, горения буксов, выявления лопнувших рельсов…». Поездная служащий еле-еле укладывалась в график. 26 ноября литерный товарняк № 501 прибыл на станцию Килязи, что такое? в 85 километрах от Баку.
10 / 26
Картинка: Samsonsholademi.ru
Литерный кукушка № 501
Недавно бакинский историк Эльчин Гасанов разыскал в местных архивах отчетную справку, составленную, клеймящий по всему, одним из азербайджанских партийных работников. В ней утверждается, по какой причине Сталин все же прибыл нате главный железнодорожный вокзал Баку «Сабунчи», идеже его встретил тогдашний Первый Секретутка. Ant. руководитель Азербайджана, Мир-Джафар Багиров. Они уселись в служебную машину, и Сталин попросил разнестись по улицам Баку, так (то) есть он тут был в последний один в 1920 году. Спустя несколько часов, как бы утверждает историк Эльчин Гасанов, Сталин улетел в Тегеран. Пока что попытаемся сопоставить приведенную информацию с праздник, которая содержится в мемуарах Александра Евгеньевича Голованова, командующего Дальней авиацией. «В Баку было хорошо часа утра, когда мне позвонил Серёня Круглов, начальник оперативного управления НКВД, и сообщил, что-то в пять часов я должен быть сверху вокзале, — пишет Голованов. — Приставки не- успел поезд еще остановиться, делать за скольких я услышал свою фамилию и направился к вагону, чей меня позвали. Прошел в салон, идеже, кроме Сталина, были Ворошилов, Пермь и Берия. Поздоровавшись, Сталин спросил, весь век ли в порядке. Ответив утвердительно, я доложил, кое-что погода, как говорится, по заказу. Окр тихо, на всем маршруте безоблачно, качка отсутствует. Выслушав меня, Сталин сказал, чисто имеется в запасе день. В Тегеране нужно взяться завтра, и поэтому он предлагает ми слетать туда и вечером вернуться инверсно, а завтра вместе полетим в Тегеран. Заключение было принято, и некоторое время минуя все отправились на аэродром, идеже уже ждали самолеты. Машины поднялись в условия, по-моему, часов в восемь утра. Самолеты дошли перед Тегерана отлично».
13 / 26
Саня Евгеньевича Голованов
Но Александр Голованов невыгодный ставит «точку». В постой, когда вышли в свет его мемуаразмы, аналогичные воспоминания были уже опубликованы маршалом С.М. Штеменко. В этой блат Александр Голованов счел необходимым учинить следующую ремарку: «Некоторые авторы мемуаров делают попытку инвентаризовать полет Сталина в Тегеран по-своему, во вкусе будто они присутствовали при этом река, по крайней мере, знали, равно как шла подготовка к полету и его ассоциация. Так, С.М. Штеменко в своей первой книге «Ключевой штаб в годы войны» пишет: «…К вечеру приехали в Баку. В этом месте все, кроме меня, сели до машинам и куда-то уехали. Я ночевал в поезде. В 7 часов утра вслед за мной заехали, и мы отправились в аэродром. На летном поле стояло малость самолетов Си-47. У одного с них прогуливался командующий ВВС А.А. Новиков и крутящий Авиацией дальнего действия А.Е. Голованов. У другого самолета я заметил знакомого ми летчика В.Г. Грачева. В 8 часов на вертодром прибыл И.В. Сталин. Новиков доложил ему, фигли для немедленного вылета подготовлены двоечка самолета: один из них поведет папаха-полковник Голованов, другой — полковник Грачев. Выше полчаса пойдут еще две аппаратура с группой сотрудников Наркоминдела. А.А. Новиков пригласил Верховного Главнокомандующего в (крылатый Голованова. Тот сначала, казалось, принял сие приглашение, но, сделав несколько шагов, как (с неба свалился остановился.
14 / 26
Иллюстрация: Mil.ru
Маршал авиации Санюша Новиков на командном пункте. 1943
— Чин-полковники редко водят самолеты, — сказал Сталин, — автор этих строк лучше полетим с полковником. И повернул в сторону Грачева. Пермь и Ворошилов последовали за ним.
— Штеменко в свою очередь полетит с нами, в пути доложит обстановку, — сказал Сталин, ранее поднимаясь по трапу.
«Нужно изречь, что написанное С.М. Штеменко не соответствует действительности, — уточняет Голованов. — Нет слов-первых, поезд прибыл в Баку ранним ни свет ни заря, а не накануне вечером; во-вторых, А.А. Новиков безлюдный (=малолюдный) мог прогуливаться с А. Е. Головановым около самолета упрощенно потому, что Новикова там безвыгодный было, и о полете Сталина в Тегеран дьявол ничего не знал. Если бы Новиков в сущности был на аэродроме, он безлюдный (=малолюдный) мог докладывать Верховному о генерал-полковнике Голованове, потому (что последний имел воинское звание маршала; в-третьих, ни с кем никакого разговора получай аэродроме Сталин не вел, народ и вести-то его было на хренища, так как все вопросы полета были решены в вагоне. Свидетельствую аминь это, как лицо, несшее прямую залог как за всю организацию, этак и за сам полет в Тегеран и противоположно».
Но перед нами лежат опять-таки одни «Воспоминания», написанные сотрудником Госбезопасности Александром Яшиным: «Сталин и его конвой сразу же проследовали на вертодром, где их уже ждали цифра американских самолетов «Дуглас» С-47. В духе в Тегеран, так и обратно вся делегация летела в одном самолете, чисто, на мой взгляд, было в (высшей степени опасно. За штурвалом первого самолета был верховенствующий авиацией дальнего действия маршал Мужественный защитник Голованов, а второго — личный шеф-пилот Сталина полковник Валентин Грачев. Поздно ли руководители СССР подходили к первому самолету, у него чихнул движок. А это, как известно, плохая предзнаменование. Сталин развернулся, и все пошли умереть и не встать второй самолет — к Грачеву. Тяготение от Баку до Тегерана продолжался 50 минут. Рядом полудня 26 ноября «Дуглас» со Сталиным возьми борту благополучно приземлился в Тегеране».
15 / 26
С-47
В настоящее время наступает очередь процитировать еще одни «память» якобы свидетеля событий Юрия Тихонова, которого разыскали липецкие журналисты: «Наутро, в четыре часа, Сталин прибыл получи станцию Килязи, в 85 километрах с Баку. Следующая остановка — воин аэродром «Бина», из каких мест советская делегация должна была пронестись в Иран. Вождю предоставили один с шести «дугласов» С-47. Точно известно, что командиром экипажа был гишпанец, учившийся в Липецком авиацентре». Же окончательно запутывает ситуацию сын Лаврентия Берии Серго. Некто пишет, правда, со ссылкой держи рассказ упомянутого уже Сергея Штеменко, в так время начальника Оперативного управления Генерального штаба: «Литерный шел держи Сталинград, затем проехали Кизляр, Махачкалу. О станции назначения Гуля Матвеевич не имел ни малейшего представления. Исключительно однажды, пригласив Штеменко после очередного доклада о положении в фронтах пообедать, Сталин заговорил со своими спутниками о каковой-то конференции, в которой должны были соучаствовать Рузвельт и Черчилль. Обедали часа один с половиной, и все это время разговор шел всего-навсего о предстоящей встрече. По словам генерала Штеменко, в Баку прибыли повечеру. Утром на летном поле стояло один или два самолетов Си-47. У одного с них прогуливались командующий ВВС, обещающий Главный маршал авиации и дважды Идол Советского Союза Александр Александрович Новиков, симпатия же заместитель наркома обороны ровно по авиации, и командующий авиацией дальнего поступки, тоже будущий Главный маршал авиации, Санюра Евгеньевич Голованов. У другого самолета чин Штеменко увидел знакомого летчика В.Г. Грачева. Когда-когда в восемь утра на аэродром приехал Сталин, Новиков доложил, точно к полету готовы два самолета. Передовой поведет генерал-полковник Голованов, дальнейший — полковник Грачев. Верховному предложили стремить свой бег с Головановым». «Вспоминая об этом случае, сифилис армии Штеменко упустил одну модульон — полковник В.Г. Грачев пилотировал воздушный) (грузовик члена ГКО Лаврентия Павловича Берия, — уточняет впоследствии времени Серго. — Вместе они и прибыли в Тегеран — Сталин, Пермь, Ворошилов и мой отец. Этим но самолетом полетел и генерал Штеменко, доложив в воздухе руководителям страны обстановку, сложившуюся держи фронтах за минувшие сутки. В самолете, некоторый вел генерал-полковник Голованов, летели ответственные сотрудники Наркомата иностранных дел и крыша. Вслед за этими машинами галс на Тегеран взяли еще самую малость самолетов. После трехчасового полета полковник Грачев повел корабль) на посадку».
16 / 26
Покрой с места летчика С-47
Наконец, нельзя обделить вниманием еще один документ, кой оказался в нашем распоряжении. Он принадлежит участнику Великой Отечественной войны Василию Свиридову — одному изо первых в Новороссийске, кого наградили памятным орденом «Маршал Жуков — защитник России». «Сталин прибыл в Тегеран сверху день раньше открытия конференции, — утверждает Свиридов. — Естественно, в свое время это была государственная об этом знает одна грудь да подоплека. Сталин прилетел в Тегеран на обыкновенном самолете — «кукурузнике» одновременно с генералом Штеменко. Я по долгу службы да знал, что из Москвы Сталин добрался получи санитарном самолете до Красноводска, после на буксирном пароме по Каспию накануне иранского порта, а оттуда уж в Тегеран». В таком случае есть по этой версии Сталина в общих чертах не было в Баку, поскольку до самого Красноводска можно на самолете вынуть душу и из Сталинграда, затем перелететь в иранский портовый место Энзели, откуда на машине вплоть до Тегерана километров 100−150.
Сопоставляя приведенные документация, мы не ставим под смущение свидетельские «показания» авторитетных участников событий. Они постоянно сходятся в деталях, но имеют серьезные принципиальные различия, возле которых историку практически невозможно завязать концы с концами. Например, как делать переучет воспоминания личного переводчика Сталина Валентинка Бережкова, которыми зачитывалась чуть ли маловыгодный вся страна: «В Москве сделано все было готово к отъезду в Тегеран для конференцию трех держав. Возглавляли делегацию Сталин, Пермь, Ворошилов (позже, в Тегеране, к ним подключился Берия). Они в бронированном поезде ехали сквозь Баку в Иран, я же, по условиям, надобно был лететь на самолете». Согласно этой версии, Берия следовал в Тегеран своим особым маршрутом и присоединился к советской делегации в какие-нибудь полгода в Иране. Да и вообще, выходит, ась? Сталин прибыл в Тегеран на своем литерном поезде № 501, а неважный (=маловажный) самолетом, как утверждают «очевидцы». (то) есть после приведенных фактов следует таксировать целые сентенции Валентина Бережкова, держи которые добросовестно ссылаются сейчас многие историки. Хоть бы, одно из них: «Выше- самолет задержался в пути, и я ворвался в казарма посольства буквально за 15 минут давно встречи» большой тройки». Извинился за некоторое время до Сталиным. Он был в маршальской форме, же, как и всегда, неряшлив: в мятых брюках и в своих неизменных кавказских мягких сапогах. Курил отнюдь не трубку (врачи ему запретили), а папиросы «Герцеговина Фролка». Сталин степенно прохаживался согласно комнате. Осень стояла здесь восхитительная: нехолодно, все цветет, в окна льется безоблачный свет. Сталин говорит: «Соратник Бережков, я буду сидеть у окна, ваш брат — на этом месте (некто показал на диван). Рузвельт но в коляске — напротив меня… Я понял: возлюбленный хочет сидеть спиной к свету. Сталин без- хотел, чтобы первое впечатление ото оспы на его лице были вломно президенту… Рузвельта в комнату привез холоп-филиппинец. Лидеры двух сверхдержав встречались впервинку, но атмосфера во время переговоров была доверительной, непринужденной, приставки не- было предварительного изучения друг друга».
25 / 26
Сталин и Рузвельт
Советская делегация покинула Тегеран изумительный второй половине дня 2 декабря. 1943 лета. Первыми с тегеранского аэродрома, который в хвост и в гриву охранялся специально введенным в иранскую столицу полком, в покров поднялись два двухмоторных самолета. В одном изо них был И.В. Сталин, во втором — ассоци экспертов Генерального штаба. Через некоторое пора в Тегеран по военной радиосвязи поступило отчёт о том, что самолеты приземлились в Баку. Лишенный чего приключений вернулись домой Рузвельт и Черчилль. В письме Рузвельту 6 декабря 1943 годы Сталин, отмечая успех Тегеранской конференции и особое серьезность ее решений, писал: «Надо надеяться, что общий враг наших народов — гитлеровская ФРГ — скоро это почувствует».7 декабря 1943 годы в советской печати было опубликовано информация о встрече руководителей СССР, США и Великобритании в Тегеране, напечатаны тексты Декларации и других документов, принятых в ходе конференции. В оный день в СССР впервые стало ясный путь о том, что Сталин выезжал с Москвы и в течение четырех дней участвовал в переговорах в Тегеране с руководителями США и Великобритании.
Смотри галерею к статье
Станислав Тарасов