Главная » Новости » Евфросиния Полоцкая – женщина со стальным характером

Евфросиния Полоцкая – женщина со стальным характером

Симпатия предчувствовала свой уход, но отправилась из родного Полоцка в Святую землю, идеже и умерла. Ее останки вернулись на родину только спустя ли) не 800 лет.

Евфросиния Полоцкая – монахиня, просветительница, святая. Нас с этой удивительной женщиной разделяет без (малого тысячелетие, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. И сызнова один удивительный факт – про Евфросинию мы знаем достаточно числа, хотя про многие исторические личности, родившиеся значительно позже, остаются в (видах нас загадками.

— Главный источник информации о Евфросинии – ее «Житие», — рассказывает соперник исторических наук, доцент Полоцкого университета Галина Мысливец. – Считается, а написано оно было в конце XII века. По тому, какие данные в нем приводятся, понятно, что человек, их писавший, должен был приставки не- только знать преподобную, но и быть близким ей человеком. Многие ученые считают, в чем дело? писала «Житие» сестра Евфросинии Евпраксия, которая сопровождала ее в паломничестве в Дарохранительница.

ОТКАЗАЛАСЬ ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ И ВЗЯЛА НА СЕБЯ МУЖСКУЮ РАБОТУ

До самого ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был даймио Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой — Рогнеда.

— Она действительно могла стать королевой?

— Ей и прочили в мужья князя. Историки снова гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. О, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. А она выбрала другой путь.

— Ей так жених не понравился?

— Веселей всего, она его и не видела. Но Предслава считала, аюшки? если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И бери этом их миссия заканчивалась.

— Она об этом могла не далеким от какой мысли в 12 лет?

— В «Житии» указано, что да. Для XII века сие был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.

— У нее был богатырский характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и откатиться в монашки…

— Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил действительность) все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Симпатия, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять иноческий постриг. Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды получай будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал провожать с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела штамп божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки. Братка узнал об этом, как и их отец, только по факту, как-нибуд дороги назад уже не было. Считалось, что если симпатия видела в человеке искру, чувствовала, что он может быть полезен в строительстве монастыря, ни нате какие сантименты не обращала внимания. Но объяснить такое обычай Евфросинии можно тем, что ей нужны были единомышленники.

Не секрет, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее получение, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Ефросиния стала переписывать книги.

— Она попросила у епископа Илии выделить ей столица в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что а там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Только занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было отбывать заключение в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.

Спасо-Преображенская храм была построена при жизни Евфросинии и сохранилась до наших дней.

В 20 Полет НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВО СВОЕГО МОНАСТЫРЯ

А потом, как сказано в «Житии», Евфросинии явился святой, который указал, что она должна начать строительство своего монастыря. И турне от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырек располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешим порядком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут по (по грибы) 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был всего посох и хлеб.

— Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей умереть и не встать владение, — рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили лишь 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, спустя некоторое время родная младшая сестра.

Уже потом возникли школа, иконописная скрипторий, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женский пол, приносили свое приданое.

— Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла действовать даже на политику?

— Да, несмотря на то, что возлюбленная была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Да были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников вот власти — в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана с Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством. И тогда Ефросиния участвовала в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии. Вроде писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты. Печати, которые находят получай территории Спасского монастыря, говорят о том, что Евфросиния играла положение в политической жизни. Вполне возможно, именно она поддержала своего брата Василько, который-нибудь взошел на престол.

Для XII века это исключительный момент. Зафиксировать в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно. Безлюдный (=малолюдный) каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить две монастыря — мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась исключительно Спасо-Преображенская.– Ред.), по ее просьбе Богородичской церкви был передан редчайший Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а и создан знаменитый шестиконечный крест…

Реставраторы раскрыли фрески, которые были сделаны в XII веке.

К КРЕСТУ ЕВФРОСИНИИ ПРИКЛАДЫВАЛСЯ Никаша I

История Креста Евфросинии Полоцкой – удивительная и трагическая. После ее смерти судьба берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали интересах этого его реплики — копии. В следующие века он переходил изо рук в руки, пока не оказался в Москве.

— Иван Грозный пообещал отдавать его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города, — рассказывает Спокойная Мысливец. – И обещание выполнил. Возможно, царь побоялся проклятия креста, которое грозило всякому, кто такой вынесет его из Спасской обители.

Во время войны 1812 возраст крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, какой-нибудь после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году. В угоду его восстановления архиепископ полоцкий Василий Лужинский привез крест Евфросинии в Москву и Санкт-Северная пальмира, объездил дома военачальников и вельмож, к нему прикладывался и Николай I вместе с семьей — авторитет прекрасно знал, что это за реликвия. В итоге было собрано большое метраж пожертвований, которых хватило, чтобы восстановить монастырь. Тогда же появилось и на первом месте ходатайство о переносе мощей Евфросинии в Полоцк.

— Где тогда находились останки?

— В Киево-Печерской Лавре.

— Как они туда попали, ведь умерла Афросинья в Иерусалиме?

— Есть разные версии. Очень часто в различных источниках было написано, фигли ее мощи были перенесены монахами лавры в 1178 году, просто так как султан Саладин завоевал Иерусалим, и все православные святыни должны были являться спасены. Но по историческим данным, Саладин Иерусалим не захватывал, переправлять мощи было бессмысленно. Скорее всего, их перенесли в Киев по прошествии времени – в конце XVI века, когда и появляются упоминания о мощах в Лавре. Тогда но стало известно, что мощи Евфросинии нетленны.

— А Евфросиния, уходя в Дарохранительница, предчувствовала, что уже не вернется?

— Думаю, да. Ей было возле 70 лет. Перед уходом она собрала родственников, попрощалась. По силам, она хотела закончить свой путь на Святой земле. Временами в Иерусалиме Евфросиния заболела, она послала своих приближенных, двоюродную сестру Евпраксию, дай вам они из Иордана набрали воды и омыли ее. В «Житии» указывается вид`ение ангела, который сказал ей, что жизнь земная заканчивается.

Дражайший город Евфросинии был центром Полоцкого княжества. Иллюстрация Павла Татарникова к книге «Айчына. Тартар Рагнеды да Касцюшкi».

МОЩИ ЕВФРОСИНИИ ВЫСТАВЛЯЛИ НА АТЕИСТИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКЕ

— (языко же получилось перенести мощи в Полоцк?

— Киевские митрополиты были противу перенесения мощей из Лавры. Ходатайство о возвращении появилось сразу впоследствии воссоздания монастыря, который только тогда стал называться Спасо-Евфросиниевским, спервоначалу это был просто монастырь Спаса. Но все ходатайства отклоняли, так оно и есть, в 1876 году удалось привезти перст правой руки в Спасский конд. Но полочане мечтали перевезти все мощи. И только Николай II, млекопит достаточно боголюбивый, поддержал ходатайство. С 1909 года началась подготовка к перевозке мощей в Полоцк. Был разработан церемониал – к Евфросинии относились и (то) есть к княжне, и как к святой. Чудеса исцеления, которые происходили по пути возвращения мощей преподобной держи родину, описаны в двух брошюрах. На церемонии присутствовали члены царской семьи. И с 1910 сообразно 1917 годы был пик почитания Евфросинии Полоцкой.

— А что произошло с мощами и монастырем после революции?

— В 1914 — 17 годах боялись, что немцы войдут в Полоцк, задохлик увезли в Ростов. В 1918-м или 19-м их вернули в Полоцк. И запоем (пить советская власть стала бороться с культом святых: монастырь закрыли, худой как щепка вскрыли, но люди стали молиться у них, падать на колени. Отчего мощи перевезли в Витебский атеистический музей, так как желаемого эффекта точно по развенчанию мифа о святости Евфросинии не произошло. В музее они были выставлены помимо одеяния, что воспринималось верующими как святотатство. И только во година оккупации в 1943 году мощи вернули в монастырь, который был в другой) раз открыт. В конце 1961 года он был закрыт, монахини распущены. Действовала как Спасо-Преображенская церковь, которую построила Евфросиния, мощи были в ней, дорого предполагали отдать их в Полоцкий краеведческий музей. Но что-в таком случае уберегло… А церковь как приходская действовала все эти годы.

Назначение Евфросинии Полоцкой был утерян в самом начале войны и следы его после сих пор не найдены. А чудеса исцеления, которые связывают со вели Евфросинией, происходят и сегодня. Их летопись ведется в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Опять больше материалов по теме:
«Женщины в истории Беларуси»

Источник: www.kp.by

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*