«Правительство сейчас пытается решить эту проблему запретительными мерами — такими, как декрет №7 по деревообратывающей отрасли. Однако в условиях открытых границ с Россией необдуманные запреты могут серьезно деморализовать общество, сделав запретный плод особенно сладким», — заявил 6 февраля корреспонденту белорусский экономист , комментируя перспективы решения проблемы оттока рабочей силы из Белоруссии в Россию.
«В Белоруссии валютный кризис 2011 года резко ускорил отток трудовых ресурсов: по официальным данным Белстата количество занятых рабочих мест в течение того года уменьшилось примерно на 100 тысяч, при почти нулевом уровне безработицы. Этот всплеск имел разовый характер, выгнав за пределы страны людей, испугавшихся экономической нестабильности и падения доходов в пересчете на твердую валюту. После этого поток трудовых эмигрантов из Белоруссии несколько снизился, однако по-прежнему десятки тысяч белорусов предпочитают работать за границей», — сказал Синкевич.
Эксперт обратил внимание на характерную особенность белорусской трудовой эмиграции: «Белорусы, выезжающие на заработки, обычно не забирают отсюда свои семьи, а стараются работать вахтовым методом. Это связано с относительно дешевой и комфортной жизнью в Белоруссии по сравнению с соседними странам: низкая стоимость коммунальных услуг и энергоносителей, невысокий уровень преступности, сохранившиеся со времен СССР социальные бонусы и т.д. При этом многие специальности внутри страны становятся вакантными и непрестижными, доля активных творческих людей в обществе снижается, что существенно осложняет выполнение заявленных масштабных планов по модернизации экономики».
В конце 2012 года руководство Белоруссии решилось на непопулярные меры, вызвавшие возмущение не только в Белоруссии, но и за рубежом: 7 декабря 2012 года подписал декрет №9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности». Согласно документу, с рабочими модернизируемых госпредприятий Белоруссии заключаются и продлеваются контракты на максимальные сроки — вплоть до того времени, пока модернизация не будет завершена (сроки не указаны). Фактически, работник может уволиться лишь с согласия директора предприятия при одобрении руководителя облисполкома, а директорам предписано не увольнять работников. В случае увольнения работников с госпредприятия они «возмещают сумму ежемесячных выплат из заработной платы, получаемой по новому месту работы», а не имеющие нового места работы по решению суда будут принудительно трудоустраиваться на те предприятия, которые они покинули, с их зарплат будут высчитываться (удерживаться) ранее выплаченные на данном предприятии денежные средства. Многие в Белоруссии и за пределами республики сравнили инициативу руководителя Белоруссии с методами «военного коммунизма» и «крепостным правом в XXI веке». С осуждением данного декрета выступили независимые профсоюзы Белоруссии, России и Украины.
По мнению Синкевича, решения в духе декрета №7, с одной стороны, вызваны желанием решить проблемы на рынке труда, с другой — порождают другие проблемы, осложняющие состояние этого же рынка. Белоруссия имеет обязательства перед Россией в рамках Союзного государства, а также перед партнёрами по и формируемому . Альтернативой запретительным мерам является повышение зарплат, однако в Белоруссии не готовы платить больше тем, кто рассматривает перспективу трудовой миграции.
«Остановить отток кадров резким повышением заработных плат невозможно без структурных перемен в белорусской распределительной модели, — констатировал Синкевич. — Неизбежное для этого варианта увеличение коммунальных платежей, стоимости транспорта, электроэнергии заключает в себе серьезные социально-политические риски. Но главное — подобное решение, проведенное без предварительной подготовки, моментально уничтожит конкурентоспособность белорусской экономики, лишив страну инвестиционной привлекательности».
«В любом случае, без глубинной технологической и управленческой модернизации белорусских бизнес-структур, а также без создания новых передовых производств проблему оттока кадров решить невозможно. Для запуска подобной модернизации требуются серьезные ресурсы, которые необходимо мобилизовать как внутри страны, так и за рубежом. Это сложная и непростая задача не раз успешно решалась в других странах. Но для повторения этого пути в белорусских условиях требуется сочетание нескольких факторов: высокая квалификация управленцев, благоприятные внешние условия, а также идейная сплоченность народа ради выполнения трудоемкого, но необходимого рывка в будущее», — отметил белорусский экономист.
Как сообщало , 21 декабря 2012 года, выступая перед студентами, Александр Лукашенко заявил, что начался отток белорусских «гастарбайтеров» с российских строек — строители возвращаются в Белоруссию, где их ждут семьи и повышение зарплат. До этого, 13 сентября, министр образования Белоруссии , находясь с официальным визитом в Таджикистане заявил, что «в случае наличия специальностей мы можем обеспечить таджикских трудовых мигрантов высокой заработной платой, местом проживания и другими условиями».
В Белоруссии проживает около 9,4 млн чел. Согласно переписи населения Белоруссии 2009 года, в республике насчитывалось из них около 5,8 млн человек трудоспособного возраста, однако точных сведений о занятости примерно 2,5 млн нет. Официальная безработица (зарегистрированная, с постановкой на учёт в госорганизациях) заявлена на уровне 0,6% от общей численности экономически активного населения. Около 0,5 млн являются учащимися различных учебных заведений, некоторая часть может относить себя к категории домохозяек. Около 2 млн белорусов могут трудиться нелегально в Белоруссии и за рубежом. По неофициальным и весьма приблизительным оценкам, в России могут работать от 0,6 до 1,4 млн белорусов. По мнению представителя Международной организации по миграции (МОМ) в Белоруссии Натальи Жак, в 2012 году за рубежом работало 0,8-1,2 млн граждан республики трудоспособного возраста.