в постановлении №365 от 18 апреля закрепило решение ввести с 1 мая по 31 октября лицензирование пива, импортированного из-за пределов единой таможенной территории . Одновременно Минфин республики постановлениями N19 и N20 в разы снизил стоимость акцизных марок для пива, разлитого в ёмкости до 1 литра и установил новые образцы этих марок, сообщает корреспондент .
Постановлением №365 вводится ограничительная мера, которая применялась во время «пивной войны» с Украиной и была отменена два года назад. О данном решении Совмин Белоруссии поручил МИД постфактум проинформировать Евразийскую экономическую комиссию и внести на рассмотрение ЕЭК предложение о применении атакой же меры Россией и Казахстаном.
Постановлением Совмина N19 стоимость контрольных знаков для маркировки пива, разлитого в ёмкости до 1 литра снижена в 3,3 раза до 150 белорусских рублей, для пива в таре ёмкостью 1-2 литра — на 30%, а пива в ёмкостях свыше 2 литров — увеличена в 2 раза. Данное решение давно обсуждалось, в т.ч. на последнем совещании под председательством , посвященном проблематике белорусской пивной отрасли.
Совещание состоялось 10 апреля: руководитель республики подверг резкой критике состояние дел в отрасли и отказал крупнейшему белорусскому пивзаводу ОАО «Криница» в финансовой помощи. Вскоре после этого гендиректор госпредприятия Григорий Петкевич был снят со своей должности, а правительство Белоруссии приступило к реализации протекционистских мер, призванных оградить белорусских производителей пива (в основном — частные компании с иностранным капиталом) от конкуренции с зарубежными коллегами.
В ходе совещания зампред Совмина РБ доложил о том, что поручения Лукашенко по развитию пивной отрасли выполнены, но при этом «импортозамещение» провалилось. Мощности белорусского пивоварения загружены на 62%, но при этом, удельный вес импортного пива на рынке составляет 29%. За 2013 год пивной рынок постсоветской республики вырос благодаря импортному пиву, прежде всего — российскому и украинскому.
Председатель Совмина проинформировал: в течение II квартала с производителями пива будут подписаны договоры, в которых будут заложены обязательства как по объемам производства пива, так и по импорту. «Если производитель захочет завезти какую-нибудь марку, то должен будет перекрыть это экспортом», — сказал Мясникович, отметив, что при отказе от работы на таких условиях компания может быть изгнана с белорусского рынка. На таких условиях, в частности, работает ближайший конкурент «Криницы» — ранее приватизированный, а затем перешедший под иностранный контроль минский пивзавод «Оливария». Мясникович сообщил также, что с 22 июля вступит в силу новый закон о торговле, который позволит взять под больший контроль работу крупных сетевых компаний, а торговая инспекция Минторга проверит работу всех крупных сетевых компаний. Глава правительства Белоруссии уверен: пивной рынок необходимо взять под полный государственный контроль и создать некую управляющую компанию, холдинг или ассоциацию, которые бы обеспечивали представление интересов всех производителей пива — государственных и частных. Стоит отметить, что ранее меры административного давления (проверки, создание иных проблем бюрократического характера) способствовали не искоренению импорта, но повышению его стоимости для конечного потребителя.
На том же совещании глава Администрации президента поддержал предложение Мясниковича о необходимости заключения соглашений с иностранными пивоваренными компаниями по условиям поведения на белорусском рынке. Помощник президента Кирилл Рудый заявил, что главной причиной спада в пивной отрасли является отсутствие роста спроса на пиво: в структуре потребления алкоголя пиво занимает около 10-20%, а потребление пива на душу населения составляет 50 л в год, что также является низким показателем. В ходе совещания Лукашенко подчеркнул: пива он не пьёт, но считает, что белорусское пиво — самое лучшее, поэтому он не позволит «травить» белорусов импортным продуктом.
Проблематику белорусского пивоварения Александр Лукашенко снова поднял 22 апреля в послании к белорусскому народу и Нацсобранию, заявив: «Недавно, вы помните, рассматривали на уровне Президента эффективность модернизации пивоваренной промышленности. Ну и что? Вложили 350 млн. долларов в эту отрасль. Хорошие создали предприятия. Поставили нормальное по технологии оборудование. Сырье свое есть, пиво варить умеем, а половина мощностей не задействована! 30 процентов рынка импортного пива! Это что, нормально?! И какая тут нужна еще инициатива для руководителей этих предприятий, которые себе от 17 до 70 млн. рублей установили заработную плату?! И плачутся — приходят за бюджетными деньгами. Мало того, что купили им оборудование, сделали с иголочки предприятия, а сейчас: давай деньги. Еще давай деньги! Зарабатывать надо деньги и рассчитываться!».
Как сообщало , самые известные белорусские пивные бренды принадлежат иностранным компаниям. Так, финскому концерну Olvi принадлежат 91,5% акций в уставном фонде ОАО «Лидское пиво» (г.Лида Гродненской области). Торговая марка пива «Бобров» принадлежит СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар», которая в 2007 году была выкуплена международной группой . Ей же принадлежит ОАО «Речицапиво» — ТМ «Речицкое». Контрольный пакет акций ОАО «Пивзавод Оливария» принадлежит Carlsberg Group — четвертой по величине пивоваренной группе в мире. После неудачного опыта продажи акций ОАО «Криница» российскому инвестору в лице «Балтики» («под честное слово президента») власти Белоруссии снова пытаются привлечь покупателя этого актива: по мнению экспертов, им может стать один из приближенных к Администрации президента бизнесменов. Из заметных государственных пивзаводов на белорусском рынке, помимо «Криницы», остаётся лишь «Брестское пиво», планы приватизации которого также обсуждаются не первый год.