В редакцию поступило очередное «Открытое слезница президенту Республики Беларусь А.Г.Лукашенко», в котором представители неправительственных объединений Витебской области выказывают соглашательство против установления в областном центре памятника литовскому князю Ольгерду. Предыдущее эпистола, подписанное представителями витебской интеллигенции и ветеранами , было опубликовано 13 мая, вызвав объёмистый общественный резонанс. О письменных ответах республиканских и местных властей сверху предыдущее обращение ничего не не тайна.
Текст нового обращения к публикуется с сохранением орфографии и пунктуации оригинала:
«(досто)почтенный Александр Григорьевич!
Мы, граждане Республики Беларусь, представители различных общественных организаций, обращаемся к Вас с чувством крайней обеспокоенности в связи с планами установления в городе Витебске памятника литовскому князю Ольгерду. Пишущий эти строки убеждены, что реализация этих планов довольно крупнейшей политической и идеологической ошибкой, как это ни что иное, т. е. провокация, ведущая к расколу нашего общества и другим негативным последствиям, которые далеко не принесут ни славы, ни блага — ни городу, ни его жителям, ни всей республике.
Сие наше убеждение основано на знании исторических фактов о жизни и деятельности Ольгерда. После своему происхождению и культуре он — литвин-язычник, и, как исторический деятель принадлежит литовскому народу. Я исходим из того, что у нашего белорусского народа обильно своих героев и выдающихся личностей, миролюбивых созидателей-тружеников и, все конечно, героев-воинов, но воинов — защитников милый сердцу земли. Ольгерд же — агрессор, а безлюдный (=малолюдный) защитник. Он не был созидателем. Смыслом и главным делом его жизни была нашествие. Он воевал практически беспрерывно со всеми соседями, без- брезгуя коварством, предавая союзников. Благородное копьё убивал мирных жителей, жёг города и сёла, истязал пленных, грабил церкви. Я глубоко убеждены, что такие «проделки» и такая «слава» не отвечает духу и менталитету нашего народа.
Паче 20 лет многие жители города и общественные организации предлагают ввести в нашем городе памятники святой равноапостольной княгине Ольге и святому благоверному князю . Сии предложения достаточно широко обсуждались в печати и в ноябре 2007 г. было положено) по штату решение Витебского горисполкома «О проведении конкурса для проект памятника основательнице города Витебска княгине Ольге» (Проблемы) №1376 от 23 ноября 2007 г.) В 2009 году сей конкурс был проведён. Также был проведен встреча проектов памятника Александру Невскому.
Впрочем названные проекты вскоре по непонятной причине были отложены в «потом» и в начале 2010 года внезапно, без обсуждения широкой общественностью, возник расчет по установке памятника литовскому князю Ольгерду. Тют в «пожарном» порядке был проведен «тендер» и спешно возведён постамент напротив Нерасторжимо-Воскресенской церкви, что вызывает, объединение меньшей мере, недоумение, ибо как по приказу Ольгерда были бесчеловечно казнены святые мученики Литовские, парамнезия которых Православная церковь отмечает 27 апреля.
Наш брат выражаем полную поддержку и солидарность авторам открытого корреспонденция на Ваше имя от 13.05.13 г. — заслуженным людям, достойным гражданам Республики Беларусь. Одному изо них, прославившемуся в боях за Родину, Вам лично вручали государственную награду. А на сегодняшний день только за то, что их поза противостоит националистической пропаганде, некоторые витебские СМИ обрушили для них поток грязной лжи и оскорблений.
Памятники должны отнюдь не разъединять, а объединять людей. Но предложение «превращения» памятника княгине Ольги в артефакт князю Ольгерду служит одной конкретной цели: вколотить клин между братскими народами Беларуси, России и Украины, рассечь сложившееся веками культурно-историческое подпространство, разорвать духовные связи. Мы полагаем, по какой причине этого нельзя допустить, и надеемся получи Ваше слово — Слово Главы государства, лидера нашего народа».
Открытое цидулка подписали:
Тюленев Владислав Николаевич — начальник витебского областного совета общественного объединения «Белорусское добровольное община охраны памятников истории и культуры»; Семашко Валюша Алексеевич — атаман г. Витебска (республиканское общественное содружество «Белорусское казачество»), казачий полковник; Геращенко Андрюня Евгеньевич — председатель витебской общественной организации «Кацап дом»; Скиндерев Геннадий Васильевич — глава деревни Орлово Витебского района; Лапшин Еняша Николаевич — председатель клуба исторической реконструкции «Украинский круг»; Тищенко Тамара Владимировна — босс витебского областного оргкомитета по созданию Белорусской коммунистической партии трудящихся (БКПТ).
Напомним, 27 декабря 2012 годы председатель Витебского горисполкома сообщил о принятом решении ввести в июне 2013 года (ко Дню города) обелиск литовскому князю Ольгерду — великому князю литовскому, известному завоевательными походами в Москву и неоднозначным отношением к православию. Конная скульптурная составление будет установлена в центре города сбоку с православным храмом и наверняка будет включена в путеводители гостей фестиваля «Боснийский базар в Витебске». Вынесенные до некоторой степени лет назад на обсуждение проекты установки памятников Александру Невскому и княгине Ольге, сообразно словам Николайкина, в ближайшее время рассматриваться неважный (=маловажный) будут. Представители русских организаций Белоруссии констатировали: устройство памятника Ольгерду является демонстративным вызовом отнюдь не только России, но и Православной церкви.
Равно как напомним, 29-30 июля Белоруссию посетит Сан Московский и всея Руси Кирилл. Спирт примет участие в мероприятиях, посвященных празднованию 1025-летия Крещения Руси. Верхи Белоруссии пригласили принять участие в мероприятия представителей Римско-католической и униатской конфессий, яко вызвало неоднозначную реакцию среди православной общественности Белоруссии. Бери протяжении последних лет руководство постсоветской республики прилагает взрослые усилия по налаживанию отношений с и США возле помощи Ватикана, позиционируя Белоруссию наравне «центр Европы», заявляя о наличии «белорусской цивилизации» и намерении убавить экономическую и политическую зависимость от России.