Главная » Новости » Белорусам удалось опередить россиян в производстве беспилотников: интервью

Белорусам удалось опередить россиян в производстве беспилотников: интервью

В Минске проходит 7-я международная выставка вооружения и военной техники MILEX-2014, в рамках которой состоялась презентация возможностей белорусского ВПК. Особое внимание было уделено успехам в разработке беспилотных летательный аппаратов, в частности — новому комплексу БАК-100 с беспилотным летательным аппаратом «Гриф-1». Параллельно в Екатеринбурге на международной выставке технологий «Иннопром» были представлены возможности российской госкорпорации «Ростех», в т.ч. беспилотный летательный аппарат «Чирок».

Внимание к беспилотным летательным аппаратам как со стороны военных, так и со стороны гражданских служб с каждым годом растёт. Возможно ли сравнить достижения белорусских и российских специалистов в разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА, БЛА, drone), в частности — сравнить белорусский «Гриф-1» с российским «Чирок»? С этим вопросом корреспондент обратился к руководителю белорусского госпредприятия «АГАТ-системы управления» Юрию Мосиенко. Юрий Иванович честно признался: о российской разработке он слышит впервые. Тем не менее, он любезно предоставил возможность рассказать об успехах в разработке белорусских беспилотников своему коллеге — главному конструктору, заместителю директора по системным исследованиям и разработкам белорусского госпредприятия «АГАТ-системы управления» — управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления» Юрию Леоновичу, который и ответил на вопросы корреспондента .

: Военно-промышленный комплекс создаёт продукцию с высокой добавочной стоимостью. Судя по представленным на MILEX-2014 образцам, в частности — беспилотным летательным аппаратам, надежды на хорошую прибыль оправдываются?

Предприятия ВПК Белоруссии сегодня демонстрируют положительную динамику экономического роста, которую можно назвать амбициозной, учитывая нынешние условия.

: Можно ли сравнить белорусские беспилотные летательные аппараты с российскими? Например, сравнить представленный на выставке «Иннопром» российский БПЛА «Чирок» на воздушной подушке с выставленными на MILEX-2014 белорусскими беспилотниками?

К сожалению, не знаком детально с российским комплексом. Хочу отметить: и в Российской Федерации, и в Белоруссии последнее время производство беспилотных летательных аппаратов активно развивается. Причём с различным успехом. Мы начали чуть раньше, россияне — чуть позже. Вначале это были инновационные разработки, инициативные, а сейчас они осуществляются с господдержкой — как в России, так и в Белоруссии.

Если смотреть по классу создаваемых сегодня продуктов, то малый класс определяется дальностью применения до 15-25 км. В этом классе разработки не лучше и не хуже — примерно одинаковы. В первую очередь это связано с тем, что элементная база, которая доступна на постсоветском пространстве — она одна. Где-то у кого-то оригинальная «воздушная подушка», у другого — композиты полегче, у третьего — тепловизор чуть получше. Эти комплектующие одинаково доступны — что нам, что россиянам.

Что касается большого класса — в данном случае, массой до 200 кг, то, на сегодняшний день, по имеющейся у меня информации, законченных проектов (не по заявлениям разработчиков, а документально подтверждённых), пока в России нет. Поэтому мы можем считать, что наш пилотный проект «Гриф» на сегодняшний день закончен раньше. Мы получили готовые технические решения раньше. С учётом того, что есть система автоматического взлёта/посадки — фактически технология «Буран», с учётом того, что мы имеем собственные цифровые защищённые каналы передачи данных, с учётом собственной авионики (белорусского производства) — я считаю, что по данному направлению мы очень хороший задел имеем, и где-то немножко, как бы это кощунственно это ни звучало, чуть опережаем россиян.

: Производство белорусских БПЛА осуществляется в кооперации с зарубежными производителями?

Особенность разработки техники данного типа заключается в том, что во всём мире эти технологии контролируются — и в Израиле, и в США, и Российской Федерации, и у нас. Это лицензируемая и экспортно-контролируемая деятельность. Поэтому разработки белорусских «беспилотников» мы, подчёркиваю, по объективным причинам были вынуждены создавать в рамках, в основном, белорусской кооперации. К примеру, при разработке комплекса с аппаратом «Гриф», представленного на данной выставке (MILEX-2014) — машины управления, транспортная машина, подготовка самолёта с полезной нагрузкой — у нас на подряде работало восемь предприятий Республики Беларусь.

При создании БАК-100 использовался задел передовых в республике направлений: оптикой занималось «БелОМО», самолётом занимался «558-й авиационный завод» и т.д. Конечно, хотелось бы использовать какие-то лучшие зарубежные аналоги, но в наших условиях мы не можем этого сделать.

: Т.е. нет возможности использовать зарубежные узлы и детали при производстве белорусского «беспилотника» — например, двигатель, иные узлы и детали?

Нет, по возможности мы их используем. И в составе данного комплекса мы используем комплектующие импортного производства, хотя их не много. Так не только у нас — так во всём мире. В первую очередь — это двигатель зарубежного производства, а также база микроэлектроники — то, что наш «Интеграл нам не может дать (навигационные датчики, элементная база — микросхемы и т.д.). Наше: компьютеры и софт, авионика, оптика. Винт тоже делаем сами.

: Известно, что БПЛА «Беркут-1» и «Беркут-2» уже приняты на вооружение в Белоруссии. Какие беспилотные аппараты планируется производить?

Принятая в Белоруссии классификации беспилотных летательных аппаратов основана на таких параметрах, как взлётная масса и дальность применения. Исходя из этого малый класс данных аппаратов — массой 10-15 кг с дальностью полёта 25-30 км, средний класс — масса до 200 кг и дальность до 100 км, большой класс — масса более 1 т и дальностью полёта не менее 300 км.

: Т.е. в Белоруссии производится только малый и средний класс «беспилотников»?

Да. Но разработки идут по всем классам.

Справочно:

«Гриф — 1» — тактический беспилотный летательный аппарат белорусского производства. ТТХ: длина — 3,5 м; размах крыла — 4,8 м; вес — 100 кг; вес целевой нагрузки — до 20 кг; максимальная скорость полета — 160 км/ч; максимальная продолжительность полета — 5 ч., максимальная дальность полёта — до 100 км; шасси — колёсное.

«Чирок» — разведывательно-ударный БПЛА российского производства. ТТХ: размах крыла — 10 м; максимальная взлетная масса — до 700 кг; вес целевой нагрузки — 300 кг; максимальная скорость полета — 350 км/ч; максимальная продолжительность полета на крейсерской скорости 250 км/ч — 10-12 ч.; максимальная высота подъёма — 6 км; максимальная дальность полёта — 2500 км. Особенность: основное шасси — «воздушная подушка», вспомогательное — колесное.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*