Главная » Новости » Политика » Есть ли надежда у землян? Определит ли XXI век текст, «сделавший» век XX

Есть ли надежда у землян? Определит ли XXI век текст, «сделавший» век XX

Митя Буянов, 21 февраля 2017, 00:21 — REGNUM  

Весь круг гений подталкивает человечество в некотором направлении. Не так уж изрядно, что именно он изобрёл или открыл: радио, лекарство, новую моральную идею, (народно)хозяйственный механизм… Всегда найдутся люди, которых «пробудила» та тож иная мысль, пророчество, личный пример. Их может оказаться бессчетно, ‑ и тогда мы имеем право говорить о наследии, школе, даже о целой устои…

Однако как бы ни был велик отдельный народа, сколько бы последователей ни нашло его дело, — симпатия всегда оказывается меньше, чем могучая громада жизни: бытовые условия, стереотипы, общественная инерция, человеческая косность. Поэтому так часто мудрец умирает в безвестности, а идеи его, даже становясь достоянием общества, к тому идет, «повисают» в воздухе. Все читают некоего «модного» философа али психолога, соглашаются с его выводами и пророчествами, но на деле продолжают благоденствовать, как жили…

Впрочем, здесь нужно сделать важную оговорку: таким (образом бывает «почти» всегда. История знает несколько примеров, от случая к случаю приход исключительных людей в особый момент полностью перекраивало существующий мiровая. Происходила не медленная «трансформация», даже не локальная «восстание» — вся жизнь человечества очевидным образом разделялась в «до» и «после». На месте одного общества непредвиденно появлялось другое, и удивительная пропасть зияла между сегодняшним днём и вчерашним.

69 / 73

Борислав Кустодиев. Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 возраст. Демонстрация на площади Урицкого. 1921

Великие мировые религии, идеи просвещения — в какой (мере бы много изъянов в них ни находили, как бы далека ни была конечная их воплощение от первоначально задумки, — были «суперидеями», историческими проектами. Подобно ((тому) как) пожар, охватывали они человечество. Люди шли на смерть, улавливая каким-в таком случае особым чутьём, что их жертва не просто оставит «царапину получай лице великого Ничто». Она разожжёт огонь, который переплавит круг. Человек внезапно ощущал себя не игрушкой обстоятельств, а героем, побеждающим твердолобость и инерцию общества. Происходила революция: резкий прорыв, перевод истории получай следующий большой этап.

Коммунистический манифест Карла Маркса и Фридриха Энгельса — сие не программа партии. Не социологическое исследование, сколь угодно интересное и влиятельное. Сие даже не очередная утопия. Манифест коммунистической партии стал заявкой в новый исторический проект. Все рассуждения на тему того, как будто предсказанная Марксом мировая революция не свершилась — лукавы. Подлунный мир вскипел, разогреваемый коммунистической идеей. И не остыл до сих пор.

Коих) пор стран свернуло на этот путь? Какую силу представлял Общесоветский Союз в ХХ столетии, и на что претендует Китай или Вьетнам в веке ХХI? В скольких странах существовала (и существует) компартия, какое намолот «красных» революций — удачных и не очень — стряслось за два века? Какая масса творческой и иной интеллигенции присягала коммунизму? (в разных трактовок, «ересей», реализаций породила эта эрфикс?

51 / 73

Коммунистическая партия Китая

Но кому виляние манифеста Маркса и Энгельса убедительно больше, чем нам самим? Наша страна сделала резкий «попытка в сторону» с капиталистического пути, построила жизнь на совершенно иных принципах, нежели окружающий мир. Человечество завороженно смотрело на СССР, всё срок ожидало от него чего-то. Коммунисты спасли западный свет (белый) от отчаяния, помогли пережить бессмысленную жестокость Первой Мировой. Их прожект как бы впустил в запертую комнату свежий воздух истории, показал, по какой причине Человек не изжил себя и ещё способен претворять мечту в разлюли-малина.

Коммунисты подхватили знамя гуманизма, оптимизма, справедливости. Они стали главным препятствием для того гибели мира под пятой фашизма. Капитализм под влиянием Страна советов был вынужден трансформироваться: ввести «государство благоденствия», социальные гарантии, прислушиваться с простым народом. Масса новых подходов — в здравоохранении, в мотивации работников, в построении корпораций — были переняты у коммунистов в Западе и на Востоке. И как бы некоторые личности ни хотели незамедлительно, после развала Союза, объявить о смерти «красного» проекта, — с ним не позволяется не считаться ни в Европе, ни в Азии, ни, тем побольше, у нас, в России.

Что же породило подобную реакцию человечества? Ну просто корректное описание работы капиталистической экономики? Или всех приближенно впечатлила схема «государства нового типа», сулящего повышенное состоятельность обездоленным рабочим? Как бы ни сильны были экономические кругозор, сколько бы негодования не накопилось в народной среде, — инда самый лучший и точный научный трактат не заставит огромные демос людей начать ломать привычную систему жизни. Человек во однако времена склонен уйти от проблемы, закрыть глаза на «тёмные стороны» реальности, набраться, остаться при своих.

Более того, в революциях большую роль до скончания веков играл «передовой» элемент — представители высших слоёв общества, поэтому-то вставшие на сторону обездоленных. А ими уже совсем далеко не может двигать только жажда материальных благ. Разве Маркс, написавший «Основная сумма», хотел получить некую отнятую у него прибавочную стоимость? Иль надеялся стать властителем новой «красной империи»? Словно было нужно членам Интернационалов? Зачем большевики пускались в опасные авантюры, десятилетиями, с большим трудом пытались пробиться в люди к рабочим, если получали они за это только ссылки и каторги?

64 / 73

Рабочий иванов читает газету «Правда». 1918

Безусловно, любой проект требует анализа ситуации, проработанного плана действий, талантливых управленцев и политиков. Так это — лишь инструменты. Главный вопрос — откуда берётся «первотолчок», охота людей положить жизнь на реализацию новой идеи. Что «цепляет» в равной степени и обездоленные низы, и вполне комфортно живущие «верхи»?

Маркс не был невзыскательно вульгарным материалистом. Его проект пропитан любовью к человеку, жаждой справедливости. Социализм — не есть просто эффективное распределение товаров, это — государство братства и творчества, возвращающее людям не прибавочную стоимость, а их отнятую капитализмом гуманность. Маркс замахивался не на экономическую систему, а на всё мироустройство. Его врагами были злоба. Ant. добро, смерть, господство, иерархия. Он возвратил смысл истории, вернул человечеству веру в рост. Маркс верил в способность человека освободиться из-под ига обстоятельств, шапками закидать необходимость — и стать поистине свободным. А ведь только такие «предельные» гуманистические цели и могут внушить исторический проект.

Мёртвое и живое

Идею Маркса традиционно сводят к проблеме эксплуатации. Вотан класс буквально обирает другой, забирая продукт его труда. Класс (имущих богатеют настолько, что никакие их заслуги не могут привести (доводы справедливость такого расслоения. Соответственно, необходимо выстроить такую систему, идеже никто не будет «жировать» за счёт неродной работы. Однако в XXI веке это — непозволительно узкое понимание коммунизма. В каком-в таком случае смысле, это пример того, как за деревьями упорно никак не хотят видеть лес: частности вытесняют более общую проблему.

Екатериненштадт пишет, что капитализм всё превращает в товар. Это означает, что-то предмет теряет все свои особенности и индивидуальные свойства. Единственное, какими судьбами у него остаётся — это денежная стоимость. У Пелевина описывалась трифорий, где вместо картин выставлены чеки с указанием цены великих полотен, и слушатели восхищаются не мастерством художников, а дороговизной той или иной работы.

Впрочем со временем этот локальный принцип распространяется на все стороны жизни общества. Нежели отличается сколь угодно плохой советский заводской управленец от современного «эффективного менеджера»? Ветеран директор разбирается в том, что сейчас называется «предметной областью»: спирт понимает, что производит его завод, зачем, куда это быть так, какие особенности имеются у выпускаемых им станков или аппаратуры. Менеджеру но важна прибыль, он разбирается скорее в особенностях того или иного рынка, нежели в процессе производства. Сегодня он занимается разведением рыбы, завтра — станкостроением, послезавтра — сферой услуг. Конкретное суть того, на чём он зарабатывает деньги, ему не звучит. Важна «эффективность».

33 / 73

Old Library Fund of the University of Sevilla

Объяснение к «Капиталу»

Мы имеем счастливую возможность лицезреть, как «коммерциализуется» социальная район. Больницы, школы, библиотеки — всё должно приносить прибыль, в убыток их первоначальным функциям. Если это не возможно — тем не идет в сравнение для «социалки». Библиотеки превращают в кафе-бары, ночные клубы, площадку для того «перформансов», круглосуточные банкоматы, — во что благоугодно, лишь бы «подвинуть» не приносящие денег книги. И по-другому не может быть: капиталист не может понять, что могут вековать сферы, не приносящие прямой прибыли.

С большим скрипом на Западе признали, в чем дело? капитал заинтересован в здоровье нации. Велико в этом не до конца искреннем признании было обаяние СССР, и после его развала в ряде стран государство постепенно перекладывает протори на граждан. Ситуацию ухудшает также то, что капитал становится глобальным — и ему маловыгодный понятно, зачем лечить каких-нибудь французов, если на его заводах работают китайцы. В любом случае, имея отнюдь не до конца разрушенное наследство в виде советской бесплатной медицины, я всё ещё не понимаем до конца той боязни прост, которая характерна для многих западных стран.

В своё время меня удивила некая выступление из иностранного курса по педагогике, в которой раскрывался тезис о часть, что обучение может повредить человеку. Помимо очевидных случаев, вроде «несоблюдения техники безопасности» в спорте или трудовых училищах, ошибочных знаниях преподавания и таково далее — было замечено, что некоторые учебные заведения обдуманно дают учащимся ложные знания. Ведь при капитализме образование — конкурентное предпочтительность. С одной стороны, есть много рассказов о западной системе «двух коридоров», когда-нибудь детей в школе разделяют на «высших», которым преподают сложную программу, и «низших», которым дают некие примитивные сведения. Не секрет, что обучение в «элитных» школах принципиально отличается с общепринятой системы образования. С другой стороны, мы слышим такие «светлые» педагогические идеи, на правах ранняя специализация, доходящая до того, что одних детей с раннего возраста обучают всего только тем навыкам, которые нужны для «официанта», а изо других — делают «математиков». Всё больше и побольше под вопрос ставится сама необходимость образования: сначала — высшего, засим — среднего, в итоге сокращаются часы школьных предметов, предлагается «закидать черняками» только то, что «будет нужно». В конце концов, коль скоро образование — это просто услуга, то его может и никак не быть вовсе. Если за качество надо платить, мы обрекаем мир на катастрофическое расслоение: богатые будут не только богатеть, только и умнеть, а бедные — глупеть. С этого момента можно забыть о свободной конкуренции и внутренние резервы каждого достичь успеха.

В конечном итоге «товаризация» добирается и задолго. Ant. с самого человека. Начинается это с того, что в людях ценными становятся только те качества, которые требуются в данный момент рынку. Будь твоя милость хоть трижды гениальным художником, если на твои работы никак не будет денежного спроса — ценность твоя равна нулю. Никак не так давно масса опытнейших специалистов была вынуждена перейти в IT, потому их знания (и интересы!) оказались не востребованы. В подобной ситуации перед удар попадает даже не фундаментальная наука — там покамест капитал может выглядеть «стратегические» выгоды, хотя, после крайней мере в России, все стремятся жить «одним белым днем», получить максимальную прибыль в кратчайший срок. Становится маргинальным до сей поры гуманитарное знание: искусствоведы, культурологи, филологи, философы, — какую дивиденд можно из этого извлечь? Только если вычленить оттуда «гуманитарные технологии», необходимые ради политических и психологических манипуляций…

20 / 73

Rodrigo Fernández

Уличное надпись в Чили. Мужчина держит коммунистический манифест

Собственно, зачем капитализму уровень культуры? Она нужна только как развлечение, за которое готовы расчеться. Достоевский, Пушкин, сложные философские и религиозные системы, говорящая о личностных проблемах психология, вот именно и многое другое — становится лишним, мешающим экономической системе.

Напоследках, а зачем капитализму человек? Ему нужна деталь механизма, робот. В лучшем случае — один стандартный офисный работник, наделённый навязшими в зубах комбинациями качеств, на манер «стрессоустойчивости, коммуникабельности, работоспособности». Такой индивид годится лишь только на то, чтобы его поставили на место шестерёнки. Его сделано нельзя любить. Когда барышня выбирает молодого человека по автомобилю, квартире и зарплате — сие уже приговор. Человек не интересен, скучен — у него остались всего лишь стандартные качества, а всё стальное — стёрто, как помеха работе экономической системы.

Полно это стремительно оформляется на наших глазах: в представлениях людей об успехе, о жизненных целях, смысле существования. Будущность, бизнес, брак по расчёту. Экономическая эффективность становится мерилом человеческого добродетели. Психологическая литература ХХ века тонет в восклицаниях: «вещизм»! «Вещизм»! «Садомазохизм»! «Иметь, а никак не быть»! Человек лишается личностных качеств, он определяется теми предметами, которыми симпатия обладает. А вещи эти, в свою очередь, ценны только своей рыночной стоимостью.

В этом — страсть Маркса. Он утверждает: капитализм убивает в человеке всё человеческое! Спирт отнимает, «отчуждает» от него не только итог труда, процесс труда (одно дело — тупо работать сверху конвейере, другое дело — быть мастером, ремесло которого неотделимо ото творчества). Отняты человеческие эмоции, чувства, разум. Калечится личность, уничтожается её духовное завещание и культурная глубина. Поскольку человек становится «плоским», упрощается, в таком случае невозможными делаются и глубокие межличностные отношения. Любовь сводится к сексу, беседа — к деловым перепискам, дружба — к сиюминутному совпадению экономических интересов. Техно и искусство не трогает души, потому что убита и сама нрав, и её способность чувствовать, понимать окружающий мир.

32 / 73

Old Library Fund of the University of Sevilla

Пояснение к «Капиталу»

Маркс называет это отчуждением от человека его патримониальный сущности. Родовой — не в смысле «маминой и папиной», а в смысле отличающей человека через животного. Всё высшее в человеке — его эмоции, смыслы, идеалы — либо ни на копейку не нужны капитализму, либо требуются в очень узком диапазоне и с совсем немногих представителей общества. Если бы рабочих можно было променять роботами — то люди оказались бы совсем лишними получай этом празднике жизни. Было такое выражение времён огораживания: «Овцы съели людей». Заметьте — неважный (=маловажный) «крестьяне стали более свободными и сытыми, поскольку стало надо меньше их труда». Интересно, почему?

Пока что роботехника не достигла нужных высот, и в механизмы приходится превращать людей. Единственное, идеже «винтик капиталистической системы» может всё ещё прочувствовать себя живым — это сфера звериного: секс, еда, лубочный отдых. Ну так она и развивается гигантскими темпами. Туда и бегут народ «После работы», как показано в одноимённом фильме Мартина Скорсезе. Канцелярия — дикость — офис.

Частичный человек

Можно возразить: так ведь технологии усложняются, и от человека требуется всё больше интеллекта, знаний, паренка к управлению! Тех же роботов нужно бесконечно «поддерживать», устраивать, программировать, ими необходимо управлять… Да, это как бы (на)столь(ко). Маркс потому и говорит, что капитализм растит своего могильщика: угнетенный английский рабочий XIX века, живущий хуже зверя, должен хотя бы в отдельных случаях сделаться технической интеллигенцией. Но и здесь не всё так просто.

Бизнес в том, что технологии не только «усложняются», так и становятся всё более узкими, специализированными. Чтобы овладеть ими, нужно смыслить всё больше и больше — но не о мире вообще, а в конкретной его области. С течением времени, буква маленькая область всё сильнее уменьшается. Грубо говоря, раньше служитель) науки был и философом, и физиком, и математиком, и химиком, и астрономом — и кем нравиться ещё одновременно. Затем изучение физики на должном уровне занимало сейчас столько времени, что ничем другим заниматься стало уже не велено. Прошло сколько-то лет, и изучение какой-нибудь физики жидкостей как видим требовать столько усилий, что выучить на том же уровне какую-нибудь акустику оказалось нет возможности. Потом распалась на подспециальности сама физика жидкостей… В конечном итоге, спец, занимающийся испытаниями на адронном коллайдере смутно представляет себе маловыгодный то что философию или филологию, но и состояние соседнего полина физических исследований.

Здесь важны оба факта: и незнание им философии, и невозможности раскусить, что происходит рядом в той же физике. Распадается не в какой-нибудь месяц наука — и непонятно, кто и как должен её собирать. Разваливается самостоятельно человек: он становится обладателем мизерной доли общей культуры. Тысячи мыслителей, писателей, психологов, учёных сказали что-то о мире. Все их идеи — ценны, они многое могут заехать людям. Но конкретный человек уже не в силах освоить инда сотой их части: большинство «богатств» мира неотвратимо проходит мимо него.

13 / 73

Éclusette

Диего Ривера. Героев на перепутье (фрагмент)

В этом есть и чисто политическое измерение. Подлунный мир усложнился настолько, что обычный честный «работяга» приставки не- может разобраться в том, как работает экономика, международная и внутренняя поведение, социальная сфера, поле идеологий… В результате, он легко становится жертвой любых манипуляций. Вот хоть власть в свои руки кажется ему непосильной задачей: только безупречный политик, получивший специальное «элитное» образование, может предвкушать на какое-то понимание происходящего в мире и стране.

В каком-в таком случае смысле, человек при капитализме становится жертвой вообще всего, который он производит. Система, которая изначально задумывалась как использование всеобщей конкуренции вследствие прогресса, постепенного улучшения всего общества, вышла из-под людского контроля и стала экой-то самостоятельной силой, тянущей человечество не туда, куда ему желать идти. Продукция рабочего, открытия учёного, результаты наёмного управленца — шабаш это не просто принадлежит не им, оно «играет» навстречу них. Трудящийся вынужден работать больше, быстрее и качественнее не для собственного блага, а потому что хозяин завода хочет стать пока что богаче, ещё могущественнее, ещё выше, чем его работник. Научные открытия используются безлюдный (=малолюдный) в интересах учёного, а в интересах правящего класса: атомная бомба падает мало-: неграмотный на войска нацистов, а на мирные города. В итоге человек проклинает собственной персоной прогресс, приносящий ему не столько новые возможности, сколько взрослые проблемы. Луддиты начинают ломать станки, повышающие производительность труда.

Екатериненштадт писал, что частная собственность и разделение труда — суть одно и ведь же. Нельзя до конца уничтожить одно, не ликвидировав другое. Рассортировка труда, специализация — это частная собственность в сфере культуры, знаний. Говоря, будто коммунист должен обогатить свою память всеми знаниями человечества, Вождь революции высказывал не благие пожелания. Если человек должен стать хозяином своей судьбы, так он должен выйти за рамки своей профессиональной деятельности. Делать что человек хочет вернуть свою сущность, свою человечность, — некто должен принять в себя как можно большую часть мировой культуры, достижений людского духа. Как бы то ни было именно культура формирует личность, даёт людям глубину и тонкость, развивает их пафосно.

14 / 73

Занятие по диалектическому материализму в Румынии. 1951

Коллективизм ради Маркса — есть противоположность обезличенной капиталистической системе. Человека не мочь делать индивидуалистом, оторванным от остального мира. Во-первых, сие никогда не будет так: на самом деле он — винт машины капитала, и вся его мнимая «свобода» и «отличительная черта» — до боли стандартны. Во-вторых, «персона один не может ни черта». Он и вправду маловыгодный способен освоить знания всего человечества, охватить взглядом всю сложную картину современного решетка, вернуть себе те высшие функции, что составляют «родовую сущность».

Однако это может достичь только собранный человек, собранное общество, собранная пример. Необходимо убрать с пути жизни и познания лишние препятствия, вроде конкуренции другими словами принципа «человек человеку — волк». Слишком вдоволь нужно понять и сделать, чтобы разбрасываться ресурсами в рыночной борьбе. С хвоста, необходимо, чтобы все люди включились в кооперацию, помогали друг другу, свободно передавали навыки, работали на общее, полезное для всех дело. Если подвергнуть анализу всю картину мира не под силу одному человеку, вслед за это дело должны взяться группы людей. Их результаты должны сделаться достоянием каждого. Любой метод, подход, облегчающий познание, изобретённый индивидом — повинен немедленно приниматься на вооружение всем обществом. И так далее.

Сие становится не просто мечтой о добром и справедливом обществе. С каждым годом подобная политическое устройство становится требованием, условием для выживания человечества. Технологии становятся безлюдный (=малолюдный) только более сложными, но и более разрушительными. Что, если биологическое иначе химическое оружие можно будет сделать даже в частной лаборатории? Идеже гарантия, что не найдётся кучка безумцев, готовых его использовать? Почему элиты не должны использовать против населения любые информационные, психологические технологии? Вследствие чего им заниматься развитием простых людей, когда они могут навек укрепить свою власть? И кто будет их контролировать, кто невыгодный позволит элитам использовать всю скопившуюся в их руках мощь сзади остального человечества? С какой стати мы должны исключать появление в XXI веке нового, паче разрушительного фашизма? Тем более что многое указывает на его житье. Ant. смерть, и это далеко не только конкретные бандеровцы, поддерживаемые Западом…

70 / 73

Ишута Голиков. Аллегорическое представление III Интернационала. 1927

Человека необходимо стремительно развивать. Нужно, в надежде простые люди перестали быть жертвой бесконечных манипуляций элиты и взяли в близкие руки контроль над мировой политикой. Слишком многое может навести погреб небольшая, но сплочённая и обладающая новейшими технологиями группа, если ей противостоит «желеобразное», потерянное, мало-: неграмотный обладающее даже минимальными человеческими качествами большинство. А в условиях, когда человечек становится всё примитивней, всё более «плоским», когда-нибудь из жизни уходит любовь и смысл — у «просвещённой» элиты появляется особое соблазн господствовать, железной пятой попирать «павшие» народы. Как потому, что человек, потерявший свою человечность — теряет нещечко, становится удобным объектом для нацистских теорий «унтерменьшей», недолюдей.

Прометей

Все конечно, Маркс рисует апокалиптические картины. Капитал постепенно съедает всю существо жизни. Любая сфера, куда он приходит — становится бесчеловечной погоней вслед за прибылью. Дружба заменяется сиюминутными союзами, которые в любой момент могут распасться. Пас — случайными связями пустых и неинтересных людей, самоутверждением или погоней по (по грибы) выгодным «брачным контрактом». Когда в манифесте пишется насчет отмену «семьи» имеется в виду именно съеденная капиталом буржуазная юрт — холодная сумма экономических обязательств, насильно связывающая двух людей, дружен другу ненавистных. Её место должны занять отношения любви, часом брак держится на подлинном желании мужчины и женщины, а не получи силе внешних обстоятельств.

Попытка уйти в «низменные» радости приставки не- приносит успеха. Все потребительские развлечения быстро приедаются. Начинаются бесконечные проблемы хотя (бы) со «звериным» уровнем: сексуальная революция выливается в эпидемию фригидности и импотенции, из-за этого что даже для нормальной физической близости нужны какой-ведь минимум человеческих эмоций, душевной близости. Всё больше и больше людей в США сидит сверху «таблетках», поскольку страдает бесчисленными психическими расстройствами (буква волна потихоньку достигает и России).

Труд, в условиях его отчуждения и бессмысленности жизни, безвыгодный приносит удовлетворения. Поскольку человек стремится к более интенсивным развлечениям и большему комфорту, ему необходимо работать — ради денег и статуса. Но, в то же старинны годы, сама работа ему в тягость — оттуда хочется поскорее убежать, в духе можно быстрее окунуться в «отдых». Особенно это явно на тех работах, которые лишены всякого творческого компонента, в которых каверзно получать удовольствие от самого процесса труда. В конечном итоге в конечном итоге, что оптимальный вариант — симулировать работу, писать бесконечные околесица не значащие отчёты. А ещё эффективней — заниматься воровством может ли быть иными незаконными видами деятельности, поскольку они сулят более сокращенный путь к желанным благам. При том, что нормальная работа искони превратилась в фарс и потеряла какое-либо «моральное» оправдание.

39 / 73

Путь к звёздам прокладывают коммунисты. Марка СССР. 1964

На этом месте надо понимать: капитализм, конечно, пожирает свои основы — человека, деятельность… Однако это вовсе не значит, что он «гляди-вот умрёт». Создаётся антисистема, способная причудливым образом вековать. Вспоминается Твардовский, указывающий на подобные изменения в Советском Союзе:

В томишко-то вся и закавыка

И особый наш уклад,

Что от мала задолго. Ant. с велика

Все у нас руководят.

— Как же так — без участия производства,

Возражает новичок, —

Чтобы только руководство?

— Ни слуху, не только. И учет.

В том-то, брат, и суть вопроса,

Ась? темна для простаков:

Тут ни пашни, ни покоса,

Ни заводов, ни станков.

Нам бы сие все мешало —

Уголь, сталь, зерно, стада…

— Ахти, вот так! Тогда, пожалуй,

Ничего. А то беда.

Это чай как машина

Скорой помощи идет:

Сама режет, сама давит,

Самоё помощь подает.

Конечно, рано или поздно всё это «схлопнется». Да вот что придёт на смену доевшей себя системе — великоватый вопрос. Скорее всего, уже не коммунизм, а нечто вроде фашизма.

Что такое? же сулит «манифест» Маркса и Энгельса в замен существующей системе? Без всякого сомнения, что нечто противоположное описанному: братство, коллективизм, нацеленный на горизонт каждого человека и «повышение» его человечности. Одним изо лейтмотивов марксизма является необходимость вернуть людям контроль над Системой. Народное хозяйство и государство должны действовать не в каких-то непонятных «собственных» интересах, а в интересах большинства народа. Засобачить это можно только руками самих народных масс — каждая кулинарка должна научиться управлять государством. Или, в более аутентичной ленинской формулировке: «Наш брат требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и для того чтоб начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали искушать всех трудящихся, всю бедноту».

62 / 73

Борис Кустодиев. Первомайская манифестация у Путиловского завода. 1906

Затем человечество должно внести разумность в хаотичные силы природы. Распространено принятие, что Маркс — детерминист. Мол, «бытие определяет пуруша», а потому человек — лишь послушная игрушка обстоятельств. И тот и другой раз упускается небольшое дополнение: это в условиях отчуждения люди становятся зависимы через некоей внешней силы, ими неуправляемой. «Общественное бытие» капитализма определяет сознательность, а не быт. Пафос марксизма ещё со времён «Экономическо-философских рукописей» — в часть, что человечество может стать силой, переламывающей любые обстоятельства и исправляющей несовершенства таблица.

Дело в том, что у Маркса прослеживается поистине религиозная вера в сизифова работа. Он утверждает, что человеческая деятельность — совсем не так же самое, что «работа» паука или быка. Действительно, насекомое «плетёт» паутину, а вол может своей поневоле крутить колесо. Однако в «деятельности» животных отсутствует некоторый важнейший компонент, присутствующий у человека. Его можно назвать свободным творчеством.

Работа связан с этой самой человеческой родовой сущностью, отсутствующей у животных. Дьявол существует и без общества, просто как «выражение жизни и согласие жизни», «самоутверждение человека как сознательного — родового существа». Произведение, конечно, принимает определённые формы, но он не определяется никакими внешними обстоятельствами. Паче того, суть его в том, что человек «не всего только изменяет форму того, что дано природой; в том, что имеется природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель». В голове человека формируется некая целеустановка, некий результат, который потом претворяется в жизнь. А формирование этой цели — безвыгодный заслуга наличествующего «бытия», а особенность человеческой сущности.

«Натура не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов и т.д. Постоянно это — продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей надо природой, или человеческой деятельности в природе. Все это — созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная Силаня знания»

29 / 73

Французски плакат 1901 года. Пролетарии всех стран — соединяйтесь!

(без, весь вопрос упирается в то, что же это за «сущность» такая. Имеющаяся изначально, предварительно конкретного общества. Придающая людскому труду способность преобразовывать внешний свет и преодолевать любую обусловленность — между прочим, именно поэтому отчуждение фамильный сущности при капитализме делает человека зависимым от обстоятельств. И с хвоста: воссоединение с ней — открывает дорогу в «царство свободы». У Маркса кого и след простыл конкретного ответа на этот вопрос — хотя существуют кое-какие теории, ссылающиеся на его тексты. Автор «манифеста» выражается переносно:

«Труд есть живой преобразующий огонь. Он есть временность вещей, их временность, выступающая как их формирование живым временем»

Буква метафора — не так проста. Маркс ссылается на мифического титана Прометея, которого в докторской диссертации некто называл «самым благородным святым и мучеником в философском календаре». Пылкость, который Прометей подарил людям — не буквальное пламя, невыгодный умение разжигать костёр. Титан дал человечеству огонь творчества, создание, как его понимал Маркс:

Послушай дальше, удивишься, столько я

Искусств, сноровок и ремесел выдумал.

Вона главные: болезни жгли тела людей,

Они ж лекарств не знали, трав целительных,

И мазей, и настоек. Чахли, таяли

Не принимая во внимание врачеванья. Я открыл им способы

Смешенья снадобий уврачевающих,

Чтоб злую исступление всех болезней отражать.

Установил науку прорицания,

Открыл природу сновидений, аюшки? считать

В них вещей правдой. Темных слов значение

Раскрыл я людям и примет дорожных дух…

Все это так! А руды, в недрах скрытые,

Железа, блистр и серебро и золото!

Кто скажет, что не я, а он добыл руду

Сверху пользу людям? Нет, никто не скажет так,

Или бесстыдной похвальбой похвалится.

А разве кратким словом хочешь все обнять:

От Прометея у людей искусства и старый и малый.

Титан дал людям возможность, по сути, противостоять природе, хоть управлять ею. Они стали созидателями, а не пассивными жертвами обстоятельств. Екатериненштадт сравнивает бунт Прометея против Олимпийских богов с философией, восстающей напротив костных религиозных систем, утверждающей «человеческое самосознание высшим божеством».

9 / 73

Баронск в образе Прометея. 1843]

Коммунизм — в отличие от капитализма — направлен получи и распишись освобождение и пробуждение в каждом человеке его творческих способностей. Он видит в труде далеко не источник прибыли, а возможность переделать несовершенства мира. Человек для него — далеко не винтик непонятного механизма, а центр вселенной, «строящийся Бог».

То есть это гуманистическое послание захватило умы и сердца стольких людей объединение всему миру, начало новую волн революций, создало крупнейшие государства, привело род человеческий к победе над фашизмом. Маркс оказался глашатаем любви к человеку и жажды истории, прогресса, посредине общих пораженческих настроений. Его учение часто объединялось с мировыми религиозными традициями — христианская «теология освобождения» задолго. Ant. с сих пор является важным фактором в жизни исполненной энергии Латинской Америки. Сей проект всё ещё остаётся главной гуманистической идеей современности, ресурсы которой ещё далёк от исчерпания. Нужно стереть «случайные черты лица», нанесённые ХХ веком, по-новому, с высоты полученного опыта вчитаться в написанные Марксом строки, и ущучить, что нужно сделать в веке XXI, чтобы пророчества отца коммунизма сбывались безвыгодный только в своей «апокалиптической» части.

17 / 73

Kglive

Екатериненштадт и Энгельс в Бишкеке


Дмитрий Буянов
Источник: regnum.ru

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*